Бубнов Иван Григорьевич
— кораб. инж. Род. 1872 г., оконч. морск. инж. училище и морск. академию, в 1911 г. заведывал опытовым бассейном для испыт. моделей судов и состоял ординарным профессором в Политехн. инст. и в Никол. морск. академии по кафедре судостроения.
Известен своими трудами по проектированию и постройке подводн. судов и многими теоретич. исследованиями по вопросам кораблестроения.
М. пр., Б. предложены оригин. система судовых переборок, конструкция корпуса последних лин. к-лей в 23 т. тн. и др. Из многочисл. трудов Б. заслуживают особ. внимания: "Спуск судна на воду", 1900 г.; "Основы статики судостроения", 1902 г.; "Непотопляемость", 1902 г.; "Напряжения в обшивке судов", 1903 г.; "Строит. механика", 1911 г. В 1911 г. заведовал опытовым бассейном для испытания моделей судов. В 1912—1917 гг. консультант Балтийского завода и судостроительного общества "Ноблеснер" в Ревеле.
После Октябрьской революции руководил на Балтийском заводе переделкой легких крейсеров в нефтеналивные суда, разрабатывал программу воссоздания речного флота, выступил с предложениями о перестройке учебной и научной деятельности Морской академии.
Умер в Петрограде 13 марта 1919 г. Похоронен на Смоленском православном кладбище.
Именем Б. названы танкер (1975), контейнеровоз (1985). Соч.: Труды по теории пластин.
М., 1953; Избранные труды. Л.: Судостроение. 1956. Лит.: Морской энциклопедический словарь.
Л.: Судостроение. 1991. С. 514. Советская военная энциклопедия. 2-е изд. Т. 1. М.: Воениздат. 1990. С. 514. {Воен. энц.} Бубнов, Иван Григорьевич (1867—1919) — корабельный инженер; проф. Морской академии и кораблестроительного факультета Политехнического ин-та в Петербурге.
Окончил курс в Морском инженерном училище и Морской академии.
Известность приобрел как выдающийся теоретик в области кораблестроения, преимущественно, по строительной механике и теории упругости.
Из научных трудов Б., относящихся к вопросам плавучести и непотопляемости судов, спуска судов на воду, строительной механики корабля, напечатанных в разное время в "Морском Сборнике", заслуживает особого внимания капитальный труд — "Курс строительной механики корабля", являющийся до последнего времени единственным по оригинальности и полноте изложения не только в СССР, но и за границей.
Кроме того, Б. приобрел широкую известность как автор и строитель подводных лодок его имени. Бубнов, Иван Григорьевич [6 (18) янв. 1872 — 13 марта 1919] — рус. корабельный инженер, основоположник строительной механики корабля, создатель первых боевых подводных лодок в России.
Окончил Морское инженерное училище в Кронштадте (1891) и Морскую академию (1896). В 1904 был приглашен в Петербург. политехнич. ин-т для чтения курса строительной механики корабля; с 1909 — ординарный проф. того же ин-та и с 1910 — проф. Морской академии.
В труде "Спуск судна на воду" (1900) Б. первым рассмотрел динамику спуска судна со стапеля на воду, в т. ч. движение судна по спусковому фундаменту с переменным (убывающим и возрастающим) уклоном.
Б. принадлежит теория спуска судна по продольному стапелю.
В работе "Напряжения в обшивке судов от давления воды" (1902) Б. впервые выяснил все основные вопросы расчета пластин, работающих в системе корпуса судна. Задачи, поставленные и решенные Б. в этой работе, явились основными для новой научной дисциплины — строительной механики корабля.
В своих последующих работах Б. дал дальнейшее математич. обоснование вопросов местной и общей прочности судов. В 1908 Морской технич. комитет одобрил разработанную Б. классификацию действующих на корабль расчетных нагрузок (постоянная, переменная, случайная) с единой системой допускаемых напряжений для различных частей конструкции корпуса судна, подлежащей введению в расчеты местной и общей прочности.
Б. принадлежит фундаментальный труд "Строительная механика корабля" (литогр. изд. 1909—11, печат. изд. 1912—14), являвшийся в то время единственным по строгой научности, оригинальности и полноте изложения.
Работы Б. нашли широкое практич. применение прежде всего при проектировании в 1908—10 линейных кораблей типа "Севастополь". Практич. расчеты прочности ряда линейных кораблей, произведенные под руководством Б., были отлитографированы в пяти больших томах (1909) и явились важным руководством по проектированию судов. Работы Б. по теории подводного плавания и расчету прочности подводных лодок легли в основу рус. подводного судостроения.
Он построил первую в России подводную лодку "Дельфин" с двигателями внутреннего сгорания (заложена в 1902 на Балтийском з-де). Последующие серийные подводные лодки явились развитием типа лодки "Дельфин". Выдающуюся роль в морской войне 1914—18 сыграли спроектированные Б. подводные лодки типа "Барс". Работая в 1908—12 в качестве заведующего Опытовым судостроительным бассейном Морского министерств" в Петербурге, Б. значительно расширил круг деятельности этого учреждения.
Опытовый бассейн выполнил ряд исключительно важных работ, так, напр., Б. дал весьма оригинальный способ" испытания подводных лодок в погруженном состоянии, к-рым пользуются до настоящего времени.
Соч.: Спуск судна на воду, "Морской сборник", 1900, № 2, 3, 5, 6; О непотопляемости судов, там же, 1901, № 4, 5; Основы статистики судостроения, там же, 1901, № 11, 12; Напряжения в обшивке судов от давления воды, там же, 1902, № 8, 9, 10, 12; Строительная механика корабля, ч. 1—2, СПб, 1912—14; Дополнение к курсу "Строительной механики корабля", Л., 1930 (литограф. изд.); Критическое давление для тонкостенной трубы, подкрепленной ребрами, в кн.: Ежегодник Союза морских инженеров, т. I, П., 1916; Об одном методе определения главных размеров проектируемого судна, там же; Труды по теории пластин.
С прил. очерка А. С. Вольмира о жизни и деятельности И. Г. Бубнова, М., 1953. Лит.: Благовещенский С. П., О работах И. Г. Бубнова по теории корабля, в кн.: Труды Ленингр. кораблестроительного ин-та, вып. 8, Л., 1951. Бубнов, Иван Григорьевич (18.1.1872—13.3.1919) — русский корабельный инженер, механик и математик.
Окончил Морскую академию в Петербурге (1896). С 1904 работал в Петерб. политехн. ин-те, с 1910 — проф. Морской академии.
Разработал метод нахождения приближенного решения операторного ур-ния, к-рый применил к решению ряда задач теории упругости.
Этот метод был усовершенствован Б. Г. Галеркиным (метод Б.—Галеркина).