Брызгалина Елена Владимировна
(р.23.03.69) — спец. по филос. проблемам биологии и медицины, истории биологии и медицины, методологии науки; канд. филос. наук, доц. Род. в г. Рязани.
Окончила филос. ф-т МГУ (1992), асп. того же ф-та (1994). Канд. дисс. — "Проблема синтеза медико-биологического и философского знания в учении об индивидуальности" (1994). Разрабатываемые проблемы: категориальный аппарат человековедческой проблематики, общенауч. характер понятия "индивидуальность", методология изучения индивидуальных различий, биосоц. иссл. асоциального поведения, этико-правовые аспекты медиц. теории и практики, правовое регулирование медиц. деятельности, влияние совр. медико-биол. науки на развитие права. Науч. интересы сосредоточены вокруг проблем, порожденных развитием биологии и медицины (биотехнология, генная инженерия, медиц. генетика, биоэтика).
Проанализировав специфику обращения к человеку в совр. условиях как философией, так и медико-биол. дисциплинами, проблемную ситуацию, связанную с фундам. открытием в биологии человека и совр. уровнем прикладных иссл., Б. приходит к выводу, что необходимо осмыслить биологию и медицину в аспекте конкретного выражения сущности через жизнедеятельность, через понятие "индивидуальность". Развитие иссл. в направлении интеграции связано с осмыслением последствий жесткой сциентистской ориентации, обострением соц.-этич. проблем науки, со сменой парадигм отношения врача и пациента (переход к антипатернализму) привели к поиску методол. оснований, более отвечающих уровню совр. медико-биол. проблем.
Постановка проблемы индивидуальности в истории культуры проводилась в двух тесно связанных между собой планах: обращение индивидуальности в аспекте, концентрирующем внимание на уникальности, второе — интерес к вопросу о самосознании, самоидентификации индивида.
Подход к решению проблемы человека в медико-биол. иссл. с позиции учения об индивидуальности так же, как и филос. контекст рассмотрения индивидуальности, налагает с т. зр. Б. определ. рамки на процесс иссл. и его результаты.
За счет фундам. открытий и появления возможностей для их практического применения наука все более бесцеремонно вторгается не только в соц., но и индивидуальную жизнь индивида.
Особенно острые формы такое обращение принимает в медико-биол. науках, когда вопрос об отстаивании индивидуальности переносится из контекста "социум-индивид" в контекст "наука-индивидуальность". На данном этапе развития цивилизации простая констатация "вечности" проблемы человека бессмысленна.
От науки, от методологии науч. познания требуется выдвинуть ряд решений, альтернативных, обоснованных, приемлемых для определ. периода на базе филос. рассмотрения контекста постановки и решения проблемы индивидуальности.
Без этого представляется затруднительным поступательное развитие как филос., так и медико-биол. познания.
Б. одной из первых в МГУ разработала содержательные и методические вопросы преподавания курса "Концепции современного естествознания". В наст. вр. Б. является зам. декана по учебной работе филос. ф-та МГУ. Соч.: "..Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной" // В. МГУ. Сер."Философия". 1995; Методические указания по курсу "Концепции современного естествознания". М., 1996; Концепции современного естествознания.
М., 1997; История биологии как смена парадигмального знания.
М., 1998; Индивидуальность человека.
М., 2000.