Брутян Георг Абелович
(р. 24.03.1926) — философ Армении, спец. по теории познания, методол., логике, филос. языка; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Севкар Иджеванского р-на Армении.
Окончил ф-т промыш-ленно-гражданского строительства Ереванского политехн. ин-та в 1947, ф-т Междунар. отношений Ереванского гос. ун-та (1950), асп. МГУ (1951, по спец. "логика"). Работал доц. кафедры филос. Ерев. ун-та (1951—1961), проф, зав. кафедрой филос. Ерев. гос. пед. ин-та (1962—1970), зав. кафедрой диалектич. материализма и логики филос. ф-та Ерев. гос. ун-та (1970—1986), проф. Ерев. ун-та (с 1986). Член Нац. АН Республики Армения с 1971. Акад.-секретарь Отделения филос. и филол. АН Армении (1977—1994), вице-президент Нац. академии наук Республики Армения (1994). Докт. дисс. — "Теория познания общей семантики" (1962). Президент Арм. филос. академии.
Президент Междунар. ин-та аргументации.
Гл. ред. ж. "Армянская мысль" (на англ. яз. с 1997), Ежегодника Арм. филос. об-ва (с 1982). Основатель и президент с 1987 Арм. междунар. филос. академии.
Член Всемирной академии словесности (Великобритания) с 1990. Почетный вице-президент Международной ассоциации неформальной логики и критического мышления (США), 1989, член Международной академии наук "Арарат" (Париж, Франция) с 1992, член-основатель Лондонской Дипломатической Академии (Великобритания) с 2000. Б. выдвинул оригинальный вариант языковой и концепт. моделей мира, предложил и обосновал принцип лингвистич. дополнительности, к-рый в мировой филос. и лингвистич. лит-ре назван его именем.
Согласно концепции Б. (принципа лингвистич. дополнительности), вся информация окружающей нас действительности м.б. представлена в виде множества А и его дополнения — А. А символизирует логическое содержание языковых средств.
Под А подразумевается знание, к-рое содержится в каждом языке помимо и сверх их логического содержания и благодаря сугубо специфическим особенностям данных языков.
Знание в множестве А является инвариантным, общим для всех людей, независимо от конкретной формы языкового выражения.
Знание во множестве А варьируется от языка к языку. Относительно полная картина о реальности воспроизводится при совм. учете А и А. При этом А и А рассматриваются не как равнозначные множества, к-рые дополняют друг друга, а выдвигается множество А как осн. и А как его дополнение. (Множество А и его дополнение А охватывают всю данную предметную обл.: АиА=1.) Так как дополнительное знание имеет лингвистич. характер, то отсюда и происхождение названия — "принцип лингвистической дополнительности". Б. основал иссл. направление в логике — трансформационную логику.
Применяя базисные понятия — эксплицитные формы и структуры мысли, имплицитные формы и структуры мысли, под-текстуальные и контекстуальные мысли, трансформационные правила, с помощью к-рых из эксплицитных форм и структур мысли порождаются имплицитные формы и структуры или уточняется природа эксплицитных форм и структур мысли, трансформационная логика раскрывает новые особенности форм мысли, устраняет противоречия, к-рые возникают в тех логических иссл. по логике, в к-рых не учитывается специфика имплицитных форм и структур мысли. Б. создана синтетическая теория аргументации, разработана модель аргументативного дискурса, выявлена специфика филос. аргументации.
Развитие иссл. аргументации в СССР связано прежде всего с именем Б. Ученики и последователи Б. из ряда стран СНГ, а также нек-рых заруб. стран, включились в разработку концепций аргументации на основе его идей. Образовалась Ереванская школа аргументации, плодотворная деятельность к-рой признана в мировых центрах по иссл. аргументации.
Специальное место в иссл. Б. занимает основанное им новое направление — логика переводов.
Значительна роль Б. в иссл. истории арм. филос. и логич. мысли. Соч.: Логика (на арм. яз.). Ереван, 1957; Диалектика процесса познания (на арм. яз.). Ереван, 1959; Теория познания общей семантики.
Критический анализ.
Ереван, 1959; Критический анализ семантической философии (на арм. яз.). Ереван, 1962; Курс формальной логики.
Учебник для вузов (на арм.яз.). Ереван, 1967; Философское введение в математическую логику (на арм. яз.). Ереван, 1968; Философия и язык (на арм. яз.). Ереван, 1972; Философия в диалогах (на арм. яз.). Ереван, Кн. I—II. 1975; Курс логики (на арм. яз.). Ереван, 1976; Учение о логике — главное содержание теоретического наследия Давида Непобедимого (Анахта).
Ереван, 1980; Очерки по анализу философского знания.
Ереван, 1979; Философское знание (на арм. яз.). Ереван, 1981; Логика Давида Непобедимого.
М., 1982; Трансформационная логика.
Ереван, 1983; Аргументация.
Ереван, 1984; Философские диалоги. T.I—II, 1986; Курс логики (4-е изд.) (на арм. яз.). Ереван, 1987; Очерки теории аргументации.
Ереван, 1992; Краткий курс логики (на арм. яз.). Ереван, 1993; Трансформационная логика (на англ. яз.). Ереван, 1995; Логика, язык и аргументация в проекции философского знания (на англ. яз.). Лиссабон, 1998; Арменистика и метаарменис-тика (на арм. и англ. яз.). Ереван, 1999.