Брун Клара Исааковна
(по мужу Камионская) [19.11(1.12).1876, г. Смела, Киев. губ. — 25.10.1959, Киев] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог.
Засл. деят. искусств УССР (1938). Жена О. Камионского.
Род. в бедной семье. Певческая одаренность проявилась с раннего детства.
На средства мецената Цветкова в 1894—99 обучалась пению в Венской конс. (кл. Левентауце), в 1903 и 1913 совершенствовалась в Италии у Ч. Росси. В 1899 дебютировала в "Трубадуре" в Николаеве.
До 1926 с неизменным успехом выступала на оперных сценах в Ярославле, Н. Новгороде (1900), Баку (1900), Казани (1901, 1915), Петербурге (т-р "Аркадия", антр. М. Максакова, 1901; т-р Консерватории, 1904; "Новая опера", 1905), Киеве и Одессе (1902), Иркутске (1906), Москве (Опера С. Зимина, 1907), Ростове-н/Д, Харькове (1913), Тифлисе.
Обладала ровным, мощным голосом красивого тембра и широкого диапазона, драм. темпераментом, привлекала яркой сцен. внешностью. "Драматической певицей Брун названа не потому, разумеется, что она несла драматический репертуар, а потому, что ее вокальный образ — будь то Лиза из "Пиковой дамы" или Марфа из "Царской невесты", Валентина из "Гугенотов" или Маргарита из "Фауста" — всегда органически включал драматический элемент, волнение и трепет переживания, а не голосовое напряжение для внешнего выражения драматической ситуации... Среди слышанных мною на русской сцене сопрано Брун по праву принадлежит одно из первых мест — так тепло, даже горячо она пела" (С. Левик)*. Репертуар певицы включал ок. 100 партий. 1-я исп. партий: Марьицы ("Каширская старина"), Она ("Любовь и преступление"). Лучшие партии: Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Тоска, Елизавета ("Тангейзер"). Др. партии: Антонида, Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Рахиль ("Мадемуазель Фифи"); Амелия, Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Марта ("Долина"), Брунгильда ("Валькирия"). Партнеры: И. Алчевский, Н. Большаков, О. Камионский, В. Лосский, М. Медведев, Л. Собинов, И. Томарс, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин.
Пела п/у С. Барбини, В. Всеволожского, А. Пазовского, В. Сука, И. Труффи.
Часто выступала в концертах с исп. романсов Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Листа, Ж. Визе, Э. Грига, С. Франка, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, П. Чайковского, А. Рубинштейна.
Гастролировала вместе с О. Камионским в Японии (1909), Франции и Германии.
В 1929—34 преподавала в Киев. муз. техникуме, в 1934—52 — в Киев. конс. (с 1939 проф.). В 1941—44 находилась в эвакуации в Баку, где вела вокальную студию при филармонии.
Записывалась на грампластинки в Киеве ("Граммофон", 1904; "Одеон", 1912) и Петербурге ("Граммофон" и "Бека", 1905; "Пате", 1911) — всего 25 дисков; нек-рые архив. записи певицы. — в ГЦММК. Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 40; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 57; Михайлова Т. Виховання співаків у КиЇвскій консерваторії. — Київ, 1970. С. 62—65; Памяти ушедших: К. И. Брун // Сов. музыка. 1960. № 2. С. 208.