Бриан Мария Исааковна
(урожд. Шмаргонер) [23.8(4.9).1886, Екатеринослав, ныне Днепропетровск — 22.5.1965, Ленинград] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица, педагог.
Засл. арт. РСФСР (1938). В 1903—09 обучалась пению в Париже у арт. т-ра "Гранд-Опера" Лаборд, затем в Петерб. конс. (кл. А. Жеребцовой-Андреевой), к-рую в 1912 окончила с золотой медалью.
В 1909—10 солистка петерб.
Нар. дома. В 1912 дебютировала в партии Татьяны в петерб.
Т-ре муз. драмы, где выступала до 1918, затем (до 1933) солистка ГАТОБа (Ленинград).
В 1913—14 принимала участие в "Рус. сезонах" С. Дягилева в Париже и Лондоне, где пела в партиях Ксении ("Борис Годунов"), Панночки-Русалки, Ольги Токмаковой, Эммы ("Хованщина") и Кухарочки.
Обладала сильным и ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра (особенно красивым в верхнем регистре — от фа до си-бемоль), отличалась вокальной культурой, в совершенстве владела мастерством филировки звука. Интерпретация оперных образов тяготела к "камерности", исполнению были свойственны проникновенный лиризм и поэтичность. "Необычайное впечатление произвела... госпожа Бриан... Она чудесным образом соединяет упругую силу с какой-то благоуханной нежностью, строгую выдержанность стиля — с субъективнейшей лиричностью.
Она поет не голосом, а всем своим существом, и это заражает и покоряет" (А. Луначарский).* 1-я исп. партий: Беатрисы ("Беатриса"; в конц. исп. и на оперной сцене), Басшеве ("Небеса пылают"); на рус. сцене — Мелизанды ("Пеллеас и Мелизанда"); в Париже — Эммы ("Хованщина"; 5 июня 1913, т-р Елисейских полей). Лучшие партии: Иоланта, Татьяна, Марфа ("Царская невеста"), Ксения ("Борис Годунов"), Микаэла, Елена ("Королева Мая" К. В. Глюка). Др. партии: Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Маша ("Дубровский"), Лиза ("Пиковая дама"); Эвридика, Маргарита ("Фауст"), Мими ("Богема"), Шарлотта ("Вертер"), Антония ("Сказки Гофмана"), Миньон, Недда, Сантуцца, Кармен, Паж Урбан, Ева. Партнеры: П. Андреев, Н. Большаков, В. Дамаев, А. Мозжухин, Е. Петренко, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
Пела п/у А. Асланова, М. Бихтера, Э. Купера, М. Мильнера.
Выступала также в опереттах "Корневильские колокола" Р. Планкета, "Прекрасная Елена" и "Птички певчие" Ж. Оффенбаха, "Гейша" С. Джонса.
Б. была одной из выдающихся камерных певиц. Выступала на вечерах, организуемых редакцией журнала "Муз. современник", с исп. новых произ. рус. композиторов.
С 1917 активно участвовала в концертах для рабочих и красноармейцев.
В симф. концертах пела п/у А. Глазунова, С. Кусевицкого, С. Самосуда, Г. Фительберга.
В 1922 и 1925 концертировала в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и Риге. Камерный репертуар отличался тематическим разнообразием: старинные романсы, романсы Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, П. Чайковского, С. Рахманинова и А. Глазунова (композитор отмечал вдохновенное исп. его произ.), И. Стравинского.
Многие конц. программы Б. составляла, пользуясь советами А. Глазунова и М. Бихтера.
В 1920—50 проф. Ленингр. конс. В янв. — мае 1934 преподавала в Моск. конс. Среди ее учеников — М. Бровченко, З. Емельянова, Л. Мясникова, Н. Сильвестрова, И. Тиманова-Левандо, М. Узинг. В 1942—44 находилась в эвакуации в Узбекистане, где вела большую творческую и общественную работу. (Награждена двумя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета УзССР.) Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Граммофон" 1914; "Пате"), Москве ("Муз-трест", 1929), Ленинграде ("Ленмузтрест", 1940). Соч.: Татьяна // Чайковский и театр. Статьи и материалы. — М.; Л., 1940. С. 176—182; Незабываемое прошлое // Ленинградская консерватория в воспоминаниях (1862—1962). — Л., 1962. С. 318—320. Лит.: Эвзебиус.
Вечер песни М. Бриан // Экран. 1922. № 26. С. 9; Квитко Н. Вдохновенная исполнительница // Веч. Ленинград. 1961. 5 сент.; Алянский Ю. Солистка Морского корпуса // Там же. 1964. № 202. С. 3; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 629—631, 681; Eго же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 44, 46, 93; Луначарский А. В.* О музыке и музыкальном театре.
Т. 1. (1903—1920). — М., 1981. С. 174; Ласточкина Е. Бриан М. И. — в НИО ЛГИТМиК ф. 80, ед. хр. 42.