Брагин Александр Михайлович
(наст. фам. Брагинский) [3(15) или 5(17).10.1881, Киев. губ.— 1955, Москва] — арт. оперы (баритон), оперетты, камерный певец, педагог.
Засл. арт. Республики (1926). Род. в семье рабочего колбасной фабрики.
С 7 лет обучался игре на скрипке, с 9 — на рояле, с 16 — пению у М. Медведева в Киеве. В 1896—1901 — в Петерб. конс. (кл. С. Габеля и И. Тартакова), позднее совершенствовался в вокальном искусстве в Милане, Риме, Флоренции (1904, 1905—06), Вене и Берлине (1911, 1913), Париже.
В 1900 дебютировал в партии Валентина ("Фауст") в Киев. опере, затем выступал в Петербурге (Нар. дом, Новый летний т-р "Олимпия" Частная рус. опера, Итал. опера, т-р сада "Аркадия", антр. М. Максакова, 1901), Иркутске (1902), Риге (1903), Киеве (1904—05), Тифлисе, Баку (1904). В 1905—08 и 1909—11 солист петерб.
Мариинского т-ра, в 1908—09 — моск. Большого т-ра. В 1910 гастролировал в Харьков. опере (вместе с М. Гай, М. Кузнецовой, Л. Клементьевым).
В 1911 —15 выступал в петерб. оперетте.
С 1914 гастролировал в качестве оперного, опереточного и камерного певца в Тифлисе (1917—18, 1926—28), Одессе (1918—21, 1929— 31), Киеве (1920, 1923—24), Баку (1925—28), Ташкенте (1925, 1928—29), Н. Новгороде (1928), Иркутске и Риге. В 1922 и 1923 гастролировал в Берлине.
Обладал сильным голосом мягкого густого тембра и широкого диапазона, легко преодолевал тесситурные трудности (свободно брал верхний си-бемоль) не только баритонального, но и басового репертуара (партия Мефистофеля).
Исп. отличалось музыкальностью и точной по смыслу фразировкой.
В начале его артистической деят-сти критика отмечала недостаточность драм. мастерства.
Перейдя в оперетту, Б. овладел сцен. искусством (особенно это проявилось в заглавной партии в "Горном князе" Ф. Легара).
Вернувшись в 1920 на оперную сцену, покорял зрителей вокально-сценическим единством образа. 1-й исп. партий: в Одессе — Самойлы Кишки ("Дума чорноморська"); в Баку — Свенгали ("Трильби"); на рус. сцене — Виндекса ("Нерон"). Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Онегин, Томский, Грязной, Риголетто, Жермон.
Др. партии: Шакловитый, Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Кочубей, Елецкий, Веденецкий гость, Троекуров, Абубекер;
Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Дон Жуан ("Дон Жуан"), Невер, Скарпиа, Нил аканта, Амонасро, Ренато, Гамлет, Меркуцио, Тонио, Сильвио, Шериф. Партнеры: А. М. Давыдов, И. Ершов, В. Куза, К. Серебряков, М. Славина, М. Фигнер, М. Черкасская, Ф. Шаляпин.
Пел п/у Ф. Блуменфельда, Э. Крушевского, А. Шефера.
Б. был известным камерным певцом.
Выступал с тематическими концертами "Истоки русского романса" (М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов); в его репертуаре были также произв.
И. С. Баха, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, X. Вольфа, сов. композиторов — Р. Глиэра, С. Василенко, Д. Кабалевского, Т. Хренникова, А. Хачатуряна, Ю. Шапорина.
Занимался режиссерской деят-стью. — в 1925 в Ташкенте поставил оперетту "Корневильские колокола" Р. Планкета, в 1940 в оперной студии при Киев. конс. — "Евгения Онегина". Преподавал в Одесской конс. (1930—31, и. о. проф.), ГИТИСе (1932—34), Большом т-ре (Вокальная студия, 1933—36 и 1944—49), Моск. конс. (март — сент. 1934, 1936—37), Фрунзе (1938—39), Киев. конс. (1939—41, проф. с 1940), Ташкент, конс. (1941—43), Бакин. конс. (1944), Моск. филармонии (с 1944 занимался с молодыми певцами).
Среди учеников — Н. С. Фокин. Записывался на грампластинки в Петербурге ("В. И. Ребиков", 1903, 1904; "Бека", 1905; "Омокорд", 1910; "Сирена", 1910, 1913—14; "Граммофон", 1910, 1912; "Янус Рекорд", 1910; "Пате", 1911; РАОГ ("Орфеон", 1912) и Киеве ("Экстра-фон", 1912, 1915); Нек-рые архив. записи певца—в ГЦММК. Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 111 — 112; Юбилей А. М. Брагина // Бакин. рабочий. 1926. 9 марта; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 406—408.