Бортнянский Димитрий Степанович
— род. в 1751 в Глухове, Черниговского наместничества, ум. 25 сентября 1825 в СПб. В царствование Имп. Елизаветы Петровны поступил малолетним певчим в придворную певческую капеллу, где на его музыкальные способности обратил особенное внимание тогдашний капельмейстер придворного хора Галуппи, бывший музыкальным руководителем Б. не только в России (1763—68), но и в Венеции, куда Б. отправлен был вслед за своим учителем в 1768. В 1779 Б. вызван был на родину и получил звание капельмейстера придворного хора. С этого времени деятельность Б. кроме композиции направлена на улучшение состава голосов капеллы и на лучший выбор исполняемых ею духовных композиций.
В 1796 Б. получил звание "директора вокальной музыки" и "управляющего певческой капеллой.
При жизни Б. и не без его, конечно, влияния, последовал целый ряд указов св. Синода о том, чтобы при богослужении не исполнялись "концерты", вследствие их вычурной и не соответствовавшей целям богослужения музыки.
Тогда же вошел в силу закон, по которому при богослужении могли быть исполняемы только те произведения, которые одобрены Б. — Собственные произведения Б. представляют весьма важное явление в истории русского церковного пения, так как с них начинается освобождение церковного пения от влияния иностранцев-композиторов, внесших в него излишнюю свободу в пользовании музык. материалом без соответствия с внутренним содержанием текста.
Хотя сочинения Б. также написаны в стиле современной ему итальянской музыки и носят тот же концертный характер, но сильный природный талант Б. и национальное чувство не позволили ему идти в этом направлении далее известных пределов.
Со стороны музыкальной техники сочинения Б. безупречны и особенно отличаются чистотою голосоведения, хотя иногда ради благозвучия прибегают к излишнему употреблению параллелизмов.
Школа Б. имеет своих представителей и почитателей даже и в настоящее время; а некоторые его приемы, как, напр., форма херувимской песни, навсегда вошли в русское церковное пение. Кроме многочисленных композиций Б. оставил несколько переложений древних напевов, не всегда удовлетворяющих современному взгляду на эту отрасль творчества, но для своего времени весьма интересных в качестве новых опытов гармонической обработки одноголосных напевов.
Известный "Проект об отпечатании древнего российского крюкового пения" с целью конечного объединения пения во всех церквах на почве древних церковных мелодий приписывается также Б., что, впрочем, оспаривается В. Стасовым и др. (см. Беликов, Алякрицкий).
Полн. собр. соч. Б. издано в 10 вып., под ред. П. Чайковского, фирмою П. Юргенсона и заключает в себе 9 №№ 3-глс. сочинений (между прочим 3-глс. литургия), 29 №№ отдельных песнопений из церковных служб, на 4 гол.; 16 №№ двуххорных и 14 №№ 4-глс. и двуххорных хвалебных песней; 35 концертов 4-глс. и 10 — двуххорных; кроме того — гимны и частные молитвы.
Из произведений светской музыки Б. написал 4 оперы: "Alcide" (1776), "Квинт Фабий" (1779), "Le Faucon" (1786) и "Le fils rival" (1787), а также ряд камерных произведений (партитуры симфонии и квинтета хранятся в Имп. публ. б-ке в СПб.), сонат для клавесина, вокальных арий и пр. Рукописи Б., вместе со всеми его печатными произведениями, были приобретены в 1827 от вдовы Б. придворной певческой капеллою (см. речь С. Смоленского о Б., "Рус. Муз. Газ." 1901, №№ 39—40). (П.) {Риман}