Болдырев Игорь Георгиевич
род. 19 мая (1 июня) 1912 в Вятке. Композитор.
Учился в 1932—1935 на геолого-разведочном ф-те Ленингр. горного ин-та, в 1936—1937 — на физич. ф-те Ленингр. унта. В 1937 окончил в Ленинграде 1-й муз. техникум по кл. композиции Б. А. Арапова (ранее П. Б. Рязанова), в 1937—1942 учился в Ленингр. конс. по кл. композиции Д. Д. Шостаковича.
Окончил в 1945 Моск. конс. по кл. композиции Д. Д. Шостаковича.
Преподаватель теоретич. предметов в 1944 в Моск. конс., в 1950—1952 — в Ин-те военных дирижеров, в 1952—1954 — в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных в Москве.
В 1928—1935 работал в области геологии и геофизики.
В 1939—1942 ассистент лаборатории графич. звука Научно-исслед. ин-та театра и музыки в Ленинграде.
В 1945—1948 ст. науч. сотрудник Лаборатории тональных систем Музфонда СССР. В 1946—1948 зам. директора по худож. части, научно-худож. рук., и. о. гл. инженера Лаборатории графич. звука в Ленинграде.
В 1948—1957 ст. редактор, нач. муз. отдела, гл. муз. редактор Мин-ва кинематографии СССР (затем Мин-ва культуры СССР). В 1958—1964 зав. пед. редакцией изд-ва "Сов. композитор". С 1964 гл. муз. редактор Мин-ва культуры РСФСР. Соч.: опера Альфа и Омега (по одноимен. пьесе В. Пацерина и Н. Стрелковой, 1968); для солистов, хора и орк. — оратория Владимир Ильич Ленин (сл. В. Маяковского, 1949), Рождение Гайаваты (сл. Г. Лонгфелло, пер. И. Бунина, 1955), К звездам (сл. Л. Озерова, 1960), Москва — наш дом (сл. Л. Озерова, 1971); кантата — Самый человечный человек (сл. Ю. Полухина, 1967), вок.-симф. цикл Над Невой (сл. В. Михановского, 1972); для оpк. — 4 симфонии (1939, 1946, 1955, 1973), 2 сюиты (1940 — Балетная, 1945), 4 увертюры (I — Татарская, 1935, II — 1937, III, IV — Торжественная, 1947), Марш (1949), Вечный огонь (1970), 6 пьес (1968); для кам. оpк. — Вечный огонь (1969); для дух. оpк. — Марш (1953); для эстр. оpк. — 3 пьесы (1951); для оpк. рус. нар. инстр. — Думка и скерцо (1952), Пьеса на три русские темы (1953), Две шутки, Украинская фантазия (1954) и др.; для струн. квартета и кларнета — Анданте и скерцо (1937); квартет (1945); для струн. квартета — 2 миниатюры (1938); трио (1955); для дерев. дух. инстр. — квартет (1938); для ф-п. — пьесы (1935); для скр. и ф-п. — Анданте (1938); хоры без сопр. — 4 хора (сл. X. Туфана, Е. Петровой, М. Голодного, С. Васильева), Лебединое небо России (8 хоров, сл. Л. Озерова, 1969); pомансы — циклы: Утренний мир (сл. Л. Озерова, 1953), Листья клена (сл. Л. Серостановой, 1965), Пестрые песни (сл. разных поэтов), Последние цветы, Монолог Председателя (сл. А. Пушкина, 1938), Песенка (сл. А. Прокофьева, 1938), День ли кончается (сл. А. Глобы, 1940); Зайчик (сл. А. Блока, 1943), Ветер весенний, Вальс (сл. Н. Беренгофа, 1949); музыка к спектаклям (8) и фильмам; обр. рус., тат., якут. и казах. нар. песен для голоса с ф-п. и для разных инстр. ансамблей (около 20).