Боклевский Константин Петрович
(р. 1862) — сын художника П. M. Боклевского, профессор Политехнического ин-та в Ленинграде по кафедре корабельной архитектуры, проф. Военно-морской академии.
Окончил курс Морского инженерного училища и Морской академии.
С 1884 по 1902 проектировал и строил военные и торговые суда в Балтийском и Черном морях и за границей.
В бытность профессором Политехнического ин-та Б. организовал корабельный факультет, которым и руководил до конца 1923. При этом факультете, по инициативе Б. и под его непосредственным руководством, были созданы в 1909 курсы воздухоплавания для подготовки инженеров этой специальности.
Помимо строительной и научно-педагогической деятельности, Б. принимает живое участие в работе государственных и общественных организаций по профессионально-техническому образованию и в области судостроительной промышленности.
Из трудов Б. наиболее крупные: "Энциклопедия судостроения", СПб, 1914; "Проектирование судов", СПб, 1904—05; "О постройке миноносцев смешанного типа", — "Морской сборник", СПб, 1895; "Progetto di nave mercantile di 11000 tonnelate di dislocamento ed un progetto di canoniera" в "Rivista Marittima", 1906; "Best types of seagoing vessels for transporting freight", — "Труды международного навигационного конгресса", 1908. Боклевский, Константин Петрович (1862 — 1 июня 1928) — сов. инженер-кораблестроитель.
В 1884 окончил Морское инженерное училище в Кронштадте и работал на судостроительных верфях в Николаеве.
С 1886 учился в Военно-морской академии, по окончании к-рой в 1888 работал на верфях Черного и Балтийского морей, а затем вел наблюдение за постройкой броненосца "Цесаревич" и крейсера "Баян" во Франции.
Позднее, в должностях пом. главного инженера Петербург. порта и главного инженера з-да морского ведомства, руководил строительством судов для Дальнего Востока.
Б. был организатором и деканом (1902—23) первого в России кораблестроительного фак-та, открытого в 1902 при Петербург. политехнич. ин-те. По инициативе Б. на этом факультете была начата подготовка инженеров-воздухоплавателей.
В Петербург. политехнич. ин-те Б. организовал также аэродинамич. лабораторию.
Большие заслуги имеет Б. в развитии теплоходостроения.
В 1898 он предложил применять нефтяные двигатели внутреннего сгорания (двс) на судах, а в 1903 представил проект теплохода с таким двигателем, а затем проекты ряда морских гражданских и военных судов с двс в качестве главных механизмов.
Построенные по его инициативе башенные мониторы-теплоходы для р. Амура получили высокую оценку А. Н. Крылова.
Б. был одним из организаторов общества "Русский регистр", имевшего целью освободить отечественное судостроение от иностранной опеки. После Великой Октябрьской социалистической революции Б. был пред. тех. совета Регистра СССР и руководил работами особого бюро по проектированию торговых судов. Соч.: О постройке миноносцев смешанной системы, "Морской сборник", 1895, № 3; Корабельная архитектура, ч. 1, СПб, [1914 (лит. изд.); Курс проектирования судов, СПб, 1905 (литогр. изд.). Лит.: "Вестник машиностроения", 1953, № 9 (см. А. А. Моисеев, стр. 97—99); Крылов А. Н., Памяти Константина Петровича Боклевского, в кн.: Крылов A. EL, Собрание трудов, т. 1, ч. 2, М.—Л., 1951 (стр. 178); [Паладина О. М.], К. П. Боклевский (1862—1928). Материалы к библиографии, в кн.: Труды Ленинград. кораблестроительного ин-та, вып. 14, Л., 1954. Боклевский, Константин Петрович Род. 1862, ум. 1928. Инженер-кораблестроитель, способствовал развитию российского теплоходостроения, еще в 1898 г. предложил использовать на судах нефтяные двигатели внутреннего сгорания.
Создатель первого в России кораблестроительного факультета (при СПб. ун-те, 1902—1923).