Богданович Ипполит Федорович
— род. 23 декабря 1743 г. в местечке Переволочне, в Малороссии.
В раннем детстве он обнаружил страстную любовь к чтению, рисованию, музыке и поэзии.
На одиннадцатому году он был отвезен в Москву и записан в Юстиц-коллегию юнкером.
Президент коллегии, заметив в нем особенную склонность к наукам, позволил ему учиться в математической школе, бывшей тогда при Сенатской конторе.
Но Богданович увлекался поэзией и театром.
Побывав однажды в театре, он так был поражен всем виденным, что отправился к М. М. Хераскову, бывшему тогда директором московского театра, с просьбой принять его в актеры.
Автор же "Россияды" уговорил 15-летнего Богдановича записаться в число слушателей московского университета, предлагая у себя помещение.
В доме Хераскова и в университете, "учась правилам искусства и языку поэзии" и участвуя в издаваемом Херасковым журнале "Полезные Увеселения", Богданович провел все время до 1761 г. Пользуясь покровительством как Хераскова, так и директора московского университета Мелиссино, Богданович в этом году был определен в университет "к надзиранию за классами", а в следующем — в комиссию о строении ворот, причем сочинял для триумфальных ворот надписи.
В доме Хераскова Богданович успел завязать различные знакомства с людьми знатными и высокопоставленными, обратил на себя особенное внимание княгини Е. Р. Дашковой, которая даже принимала участие в журнале "Невинное Упражнение", издававшемся под редакцией Богдановича в течение полугода в 1763 г. По протекции E. P. Дашковой Богданович в том же году получил в штате графа H. И. Панина место переводчика Иностранной коллегии и переехал в Петербург.
Известный публике мелкими стихотворениями и довольно удачными переводами из Вольтера, которые печатались в "Невинном Упражнении", Богданович в 1765 г. издал свою первую небольшую поэму "Сугубое блаженство", которая, однако, успеха не имела. В 1766 г., назначенный состоять секретарем нашего посольства при саксонском дворе, Богданович провел там два года. Нет сомнения, что дрезденское общество, живописные окрестности города и сокровища искусства, украшающие знаменитую дрезденскую галерею, имели сильное влияние на развитие его поэтического таланта.
По возвращении из Дрездена в 1768 г. в Петербург Богданович всецело посвятил все свои досуги литературе: сочинял стихи, переводил стихами и прозой, пока наконец в 1775 г. не "положил на алтарь Граций свою "Душеньку". "Он жил тогда, — как говорится о нем в статье "Вестника Европы" 1803 г., № 10, — на Васильевском острове, в тихом уединенном домике, занимаясь музыкой и стихами, в счастливой беспечности и свободе; имел приятные знакомства, любил иногда выезжать, но еще более возвращаться домой, где муза ожидала его с новыми идеями и цветами". В год появления в свет "Душеньки" Богданович (с сентября 1775 г.) в течение 6-ти месяцев издавал "Санктпетербургский Вестник" и с этого года до декабря месяца 1782 г. "имел главное смотрение" за изданием "Санктпетербургских ведомостей". "Душенька" поставила Богдановича наравне с первыми поэтами того времени.
Эта поэма, сюжет которой заимствован Богдановичем из повести Лафонтена "Любовь Психеи и Купидона", в свою очередь заимствованной Лафонтеном у Апулея, имела успех необычайный.
Императрица Екатерина II отозвалась о поэме с большой похвалой, сановники и придворные наперерыв спешили заявить автору знаки уважения; поэты прославляли его "в эпистолах, одах, мадригалах и надписях". Современникам, утомленным однообразием ложноклассических произведений, написанных по всем правилам строгой теории, в "Душеньке" понравилась игривость, смешение ложноклассического с русским, народным, понравился также и стих — вольный и разнообразный по количеству стоп и сочетанию рифм. Успех "Душеньки" много способствовал успеху автора и на службе, и в обществе;
Богданович начинает писать только из желания угодить своей высокой покровительнице, особенно поощрявшей драматургию.
Между 1775 и 1789 г. Богдановичем написаны между прочим лирическая комедия "Радость Душеньки" (1786 г.) и драма "Славяне" (1787 г.), игранные на Эрмитажном театре (последняя во время празднования двадцатипятилетия со дня вступления на престол Екатерины II). Около этого же времени Богданович предпринял написать "Историческое изображение России", о котором современники отзывались как "об опыте легком, несовершенном, но довольно приятном". Вообще же после "Душеньки" ни одно произведение Богдановича успеха не имело. Под конец царствования Екатерины II он сделался одним из ревностнейших придворных поэтов, посвятивших свои досуги прославлению Государыни, и перевел все лучшие стихи, написанные в честь Монархини Вольтером, Мармонтелем и др. За этот период деятельности Богдановича замечателен сборник "Русские пословицы" (1785 г.). Они собраны и переложены в стихи по желанию Императрицы, вообще любившей народные поговорки; пословицы в сборнике сглажены, смягчены и расположены по тем нравственным вопросам, которые положены в основу их (так, отд. I озаглавлен: нужная умеренность в жизни, II — нужное терпение в жизни, ІV — стыд хвастовства, VIII — глупость спеси и т. д.). В 1787 г. Богданович по именному монаршему повелению сочинил из русских пословиц два театральных представления.
На этом литературную деятельность автора "Душеньки" можно считать оконченной.
Служебная деятельность его с 1780 г. была посвящена государственному санкт-петербургскому архиву, в котором Богданович до 1788 г. состоял членом, затем председателем, до выхода в 1796 г. в отставку с полным окладом жалованья.
Вскоре после этого Богданович переселился к своим родственникам в Сумы, а в 1798 г. переехал в Курск, откуда одой приветствовал вступление на престол Александра I. В начале декабря 1802 г. Богданович занемог, а 6 января 1803 г. скончался и погребен на курском городском кладбище.
В числе произведений, изданных до появления "Душеньки", кроме вышеупомянутых, известны: 1) "Ода на новый 1763 г.", М., 2) "Малая война, описанная майором в службе короля прусского", пер. с французского, СПб., 1768 г., 3) "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо", СПб., 1771 г., 4) "История о бывших переменах в Римской республике" Вертота, с франц., 3 ч., СПб., 1771—1775 гг., 5) "Лира, или Собрание разных в стихах сочинений и переводов некоторых муз любителя", СПб., 1773 г. и 6) "Гимн на бракосочетание В. К. Павла Петровича", СПб., 1776 г. Первое издание "Душеньки", сделанное Ржевским, появилось в 1783 г. в Петербурге под заглавием: "Душенька, древняя повесть в вольных стихах". Затем первая и третья книги этого издания перепечатаны без перемены Сопиковым во 2-м томе "Опыта Российской Библиографии". Второе исправленное издание вышло в 1794 г.; третье — в 1799 г.; четвертое — в "Собрании сочинений и переводов Богдановича", изданном Бекетовым, 1809—1810 гг. в 6-ти частях; пятое — отнесено Сопиковым к 1811 г., но оно сгорело в Москве во время пожара 1812 г.; шестое сделано Смирдиным в 1848 г. в его издании "Полного собрания сочинений русских авторов", куда вошли и остальные сочинения Богдановича.
Наконец, "Душенька" выдержала еще два издания в "Дешевой библиотеке", издаваемой А. С. Сувориным. "Вестник Европы", 1803 г., №№ 3, 9 и 10 (статья Н. М. Карамзина, написанная по сведениям, доставленным братом поэта). — "История русской словесности" А. Д. Галахова, т. II, изд. 2-е. — "История русской литературы" П. И. Полевого, т. II, изд. 5-е. — Словари: Геннади, Старчевского, Плюшара, Березина и Венгерова. — "Русские поэты в биографиях и образцах" Н. В. Гербеля, изд. 3-е. — Характеристики см. у Белинского, т. VIII и у А. И. Незеленова: "Литературные направления в Екатерининскую эпоху". {Половцов} Богданович, Ипполит Федорович — поэт Екатерининских времен; род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании Московского университета в 1761 году определен был надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи.
В 1763 г. был прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в Иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского посольства при Саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департамент герольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. был председателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставил Петербург.
Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их благодаря Хераскову и Meлиссино.
В 1763 г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при ее участии.
Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах — "Душеньку", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в СПб. и до 1841 г. выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевой библиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на него внимание Екатерины II. По ее поручению он написал для Эрмитажного театра "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) — пьесы, не имевшие успеха.
С сентября 1775 года он издавал "С.-Петербургский вестник", а с 1775—1782 гг. редактировал "СПб. ведомости". Кроме того, он написал: "Сугубое блаженство" (поэма СПб., 1765); "Добромысл", (др. пов. в стихах.
М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег" (СПб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. СПб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч." (СПб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось "Историческое изображение России" (СПб., 1777) и переводы: "Малая война, описанная майором в службе короля Прусского" (с фр., СПб., 1768);. "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)" (СПб., 1771) и "Вертота, история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. СПб., 1771—75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. зап.", 1853, № 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809—1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. — М. 1818—19 гг., 4 ч.; 3-е — Смирдинское, в 2 ч., в 1848 г. Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только "Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в., занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении". "Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь "классическое" произведение.
Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которых Б. превозносится именно за написание "Душеньки": "Зачем нам надписьми могилу ту чернить Где Душенька одна все может заменить?" — говорится в одной из них. В наше время в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколько позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о "клубничке", благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.
М. М. {Брокгауз} Богданович, Ипполит Федорович (1743—1803) — поэт. Многочисленные сочинения Б. малоценны в художественном и историко-литературном отношениях.
Известностью Б. обязан своей поэме "Душенька, древняя повесть в вольных стихах" (1775). Образцом для нее послужила "Любовь Психеи" Лафонтена, представляющая искажение греч. мифа. "Душенька", выдержавшая ряд изданий, была в рус. литературе 18 в. одним из первых образцов французской "легкой поэзии"; произведение это, благодаря новизне содержания и формы, пользовалось громадным успехом у читателей, утомленных напыщенностью трагедий, торжественных од, героических поэм. Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь, т. 4; "Русская поэзия", под ред. С. Венгерова, вып. 3 и доп.; Русский биографический словарь, изд. Русского исторического общества, т. 3. Богданович, Ипполит Федорович [1743—1803] — русский поэт. Происходил из небогатой дворянской семьи, учился в Московском университете.
Свою литературную деятельность начал под руководством M. M. Хераскова (см.). Редактировал журналы: "Невинное упражнение" [1763], "Санкт-Петербургский вестник" [1775—1776] и "Санкт-Петербургские ведомости" [1775—1782]. Б. написаны: поэмы — "Сугубое блаженство", "На разрушение Лиссабона" [перевод одноименной поэмы Вольтера (см.)], повесть в стихах "Добромысл", драма "Славяне", большое количество стихотворений, басен, переводов и пр. Но главным произведением, доставившим Б. исключительную популярность, была "Душенька" — "Древняя повесть в вольных стихах" [1775], выдержавшая пятнадцать повторных изданий. "Душенька" написана на сюжет французского баснописца Ла Фонтена (см.) "Les Amours de Psyche", в свою очередь исходившего из "Золотого осла" Апулея (см.). Поэма эта сыграла большую роль в развитии русского классицизма.
Она освободила поэзию XVIII в. от господства витийственного стиля героических од. Волшебные приключения Душеньки во дворце Амура конечно лишены были сколько-нибудь глубокого социального содержания.
Как и все творчество Б., "Душенька" преследовала одну цель — чтобы "в часы прохлад, веселья и покоя приятно рассмеялась Хлоя". Этой установкой на читателя аристократических салонов определялись художественные особенности творчества Б.: изящество "формы, легкость яз., близкого к разговорному и т. д. В век расцвета аристократической поэзии Б. пользовался славой великого "стихотворца". Но уже в 40-х гг. "разночинец" Белинский (см.) отверг малейшую возможность читать Б.: "Что же такое эта Душенька? Да ничего, ровно ничего... достоинств она не имеет никаких". Библиография: I. Сочин. Б. издавались: М., 1809—1810; М., 1918 и СПб., 1848. Последнее изд. — Смирдина в его "Полных собраниях сочинений русских авторов". II. Венгеров С. А., Русская поэзия XVIII в., т. I, вып. 3, СПб., 1893 и т. I, вып. 5, СПб., 1895 (там же сводка критических мнений о Б.). Л. Тимофеев. {Лит. энц.}