Бочаров Михаил Васильевич
[2(14).11. 1872, Петербург — 29.4.1936, Ленинград] — арт. оперы (баритон), камерный певец, педагог.
Засл. арт. Республики (1925). В 1898 окончил юридич. ф-т Киев. ун-та. Одновременно обучался пению в Киев. муз. уч-ще (кл. К. Эверарди).
На конц. эстраде начал выступать с 1896. По окончании уч-ща в 1900 уехал в Милан. где совершенствовался в искусстве пения у М. Петца. В том же году дебютировал в моск. Товариществе рус. частной оперы. Позднее в течение нескольких сезонов выступал попеременно в Киев. опере (1901 — 03; антр. М. Бородая, 1905), в моск. Опере С. Зимина (с 1906), Петербурге (1906, антр. Е. Кабанова и К. Яковлева), Баку (1909, антр. П. Зурабова).
С 1915 пел в Петрогр.
Нар. доме (антр. А. Ак-сарина).
До 1923 и с 1928 выступал в оперных т-рах Свердловска (до 1929), Киева, Одессы, Баку. В 1923—28 солист ГАТОБа и МАЛЕГОТа.
Гастролировал в Харькове, Саратове, Н. Новгороде, Пскове, Томске, Смоленске, Туле, Орле, Курске и др. городах.
Обладал мощным ровным во всех регистрах голосом с горловым призвуком, ярким сцен. темпераментом, природной музыкальностью, тонким худож. вкусом.
Несмотря на значительную форсировку голоса, частые выступления (порой давал по два концерта в день), пел до 62 лет. Репертуар включал 93 партии. 1-й исп. партий: Ивана-королевича ("Кащей бессмертный"), 2-го корабельщика ("Сказка о царе Салтане"), Князя Великого Китежа ("Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" С. Василенко), Монтанелли ("Овод" В. Трамбицкого); в Москве — Шарплеса ("Чио-Чио-сан"), Себастьяно ("Долина"); на рус. сцене — Рудольфа ("Жизнь Латинского квартала"), Рейса ("Девушка с Запада"), Бекмессера ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); в Свердловске — Тьебо ("Фленго"); в Петрограде — Ди Позы ("Дон Карлос"); в СССР — Короля треф ("Любовь к трем апельсинам"), Воццека ("Воццек"), Бродячего актера ("Дальний звон"). Лучшие партии: Грязной, Мизгирь ("Снегурочка"), Шакловитый, Демон ("Демон" А. Рубинштейна);
Бекмессер, Тонио, Нелюско, Амонасро, Риголетто, Воццек. "Воццек в передаче Бочарова — артиста чуткого и вдумчивого — фигура незабываемая... Отдельные удачные подробности в роли — повороты, жесты, ходьба, интонации — немыслимо перечислять, но из них-то и складывается, как из "бросков" и "клочков", меткий и характерно нервный облик Воццека — Бочарова" (Б. Асафьев).* Др. партии: Руслан, Князь Игорь, Веденецкий гость. Елецкий, Томский, Онегин, Кочубей, Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Троекуров;
Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Эскамилио, Валентин ("Фауст"), Невер, Зурга, Форд, Жермон, Ренато, Яго, Чепрано, Сильвио, Януш, Вольфрам.
Партнеры: Р. Горская, П. Журавленко, В. Люце, В. Пикок, Н. Сперанский, А. Улуханов, П. Цесевич, Ф. Шаляпин.
Пел п/у М. Голинкина, В. Дранишникова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, И. Палицына, Е. Плотникова.
С 1889 выступал в концертах в Киеве, с 1900 принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки.
В 1906 пел в ансамбле с Е. Егоровым, В. Селявиным и С. Варягиным вокальные квартеты В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
В 1919 выступал в Киеве в концертах вместе с Л. Собиновым, Л. Сибиряковым и А. Мозжухиным.
В 1926 впервые исп. в Ленинграде "Детские песенки" И. Стравинского.
С 1932 пел преимущественно в концертах с циклами программ, посвященными творчеству П. Чайковского и Р. Вагнера.
В камерном репертуаре певца были также романсы М. Глинки, М. Мусоргского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Рубинштейна, А. Аренского.
Талант певца высоко ценил М. Ипполитов-Иванов.
В нач. 1900-х гг. преподавал в муз. школе Н. Тутковского (Киев). Среди учеников — П. Гусев, М. Донец. Записывался на грампластинки (ок. 9; произ-вед.) в Москве ("Якоб-рекорд", 1903; "Граммофон", 1907; "Экстрафон", 1909; "Корона" 1911; "Одеон", 1912; "Пате"), Варшаве ("Сирена", 1911), Киеве ("Экстрафон", 1912). Соч.: Воспоминания о М. М. Ипполитове-Иванове // Рабочий и театр. 1935. № 3; Краткая биография (1936, машинопись). — в ЦГАЛИ, ф. 962, оп. 3, ед. хр. 61, л. 52. Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 53—54; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 68—70; Львов М. Л. В. Собинов. — М.; Л., 1945. С. 8—9; Асафьев Б.* Об опере: Избр. статьи. — Л., 1976. С. 276; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 141; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917 — Л., 1975. С. 316; Боpовский В. E. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1977. С. 118.