Бобров Виктор Алексеевич
— акварелист и академик живописи; родился в Петербургской губ., Петергофском уезде, в селе Гатобуже, в 1842 г.; воспитывался в Ларинской и 2-й петербургской гимназии.
В 1860 г. поступил в Академию художеств, где получил пять серебряных медалей.
В 1867 г. Б. оставил академию с званием классного художника 3-й степени; в следующем году за выставленные работы был признан классным художником 1-й степени, а в 1873 г. — академиком.
На академических выставках произведения Б. начали появляться с 1862 г. Первые его труды — перспективные виды комнат с фигурами и целыми сценами.
Потом он посвятил себя почти исключительно портретной живописи.
В 1875 г. стал заниматься гравированием крепкой водкой (eau-forte) и в этом деле достиг значительных успехов: его офорты, которых насчитывается до 100, ценятся любителями весьма высоко.
Некоторые из этих офортов довольно больших размеров.
За успехи в этой отрасли Б. получил от Академии художеств две поощрительных медали.
Некоторые его женские головки, в французском современном жанре, также многими ценятся.
Из портретов Б. следует упомянуть портреты: Редкина, Савича, гр. Валуева, гр. Киселева, Достоевского, Верещагина, Иордана, имп. Александра II, Петра I, Серова, г-жи Красовской, Сеченова, Сухово-Кобылина, Посьета, К. Манасеина, И. А. Вышнеградского, министра финансов.
Как портретист Б. отличается правильным рисунком и светлым колоритом.
Особенною мягкостью тонов и линий отличаются его гравированные крепкой водкой портреты.
Б. — один из талантливейших наших акварелистов.
В. Чуйко. {Брокгауз} Бобров, Виктор Алексеевич (Victor Bobrof) — академик живописи; приобрел известность своими офортами; особенно хороши его портреты-заметки (несколько из них воспроизведены в этом Словаре; см. Самойлов, В.А. Бобров, Серов, Штернберг).
Офорты свои г. Бобров выставлял на Выставках Общества Выставок в Акад. худ. в 1876, 1877, 1879 и 1880 гг.; на Всемирную выставку он выставил (1878 г.) портреты: Невельского, Маркизио и свой собственный.
Затем он выставлял свои офорты на Выставках Академии художеств в 1881, 1885 и 1887 гг. 1. Голова старика (собств. ориг. пис. масл. кр. с натурщика Игнатия Пирогова).
Оттиск, было менее десяти; доска уничтожена. 2. Портр. Якова Иван. Коссиковского (собств. ориг. пис. мае. кр.); два состояния; второе печатано в 1883 г. 3. Портрет Серова (неудачн. некончен.); доска уничтожена; отт. было 5. 4. Итальянский мальчик (Маркизио); собств. ориг. пис. мае. кр. 5. Портрет бар. П.Л. Корфа (соб. ориг. мае. кр.); доска уничтожена. 6. Портр. графа Э. Чапского (соб. рис. с натуры); 1-й до надписи, 2-й с подписью. 7. Додо (соб. рис. с натуры); грав. сух. иглою. 8. Портр. Рембрандта, Флавицкого, Делароша, Вандика, собственный и виньетка, грав. сух. иглою. 9. Бебе (В. Лермонтова); соб. ор. масл. кр. 1-й с кошечкой, 2-й до надписи, 3-й с подписью. 10. Порт. А.Н. Серова (грабштихель); I до надписи, II с надписью (1876). 11. Порт. Д.А. Ровинского; доска не оконч. (сух. иглою). 12. Порт. детей сенат. С.И. Зарудного (с фот.); 1-й с портр. С.И. Зарудного; 2-й до подписи; 3-й с подписью. 13. Собств. портр. (в раме). 1-й с портр. жены; 2-й до подписи, 3-й с подписью; 4-й переделанный.
Доска подар. в Вену, Обществу Графин, искусств. 14. Хата; соб. рис. с натуры (Харьк. губ.). 1-й до подписи, 2-й с подписью. 15. Порт. проф. гр. Редкина (с фот. с натуры). 1-й до подписи с факсимиле, 2-й усиленной доски. 16. Портр. А.Н. Боброва (отца художника); соб. рис. пастелью с натуры. 17. Маркизио (с фот.); 1-й с головой Ниобеи; 2-й до подписи; 3-й с подписью. 18. Порт. А.Х. Келенбенц (печатника в Акад. Худ.); доска унич. 19. Порт. М.Г. Черняева (с фот.); 1-й со значком; 2-й до подписи; 3-й с подписью. 20. Порт. ребенка Друсс; миниатюр.; сух. игл. 21. "Вот тебе и батькин обедь". Грав. с Венецианова в величину оригинала. 1-й с портр. Венецианова; 2-й до подписи; 3-й с подписью; 4-й усилен рулеткою. 22. Петр I и Александр II (в память 200-лет. юбилея). 23. Порт. проф. Нефа с соб. рис. с натуры. 24. Бурлаки (с ориг. Репина). 1-й отпеч. с паучком, 2 с портр. Репина, 3 — с портр. А.А. Бобровой (матери худож.) [Оконченный офорт напеч. в числе 10 экз.]. Доска гравир. по заказу редакции журнала "Пчела", как премия для подписчиков.
Вместо офорта, однако, была разослана литография с него (факсимиле) ради дешевизны печатания.
Доска находится у литографа Хорна (1877). 25. Визитная карточка (виньетка). 26. Порт. г-жи Сапожниковой (с фот.); 1-й со значком; 2-й до подписи.
Грав. сух. игл. и грабштихом; доска у Прахова. 27. Порт. адмир. Г.И. Невельского 1-го (с фот.); 1-й со значком и факсим.; 2-й с подписью. 28. Порт. Петра I (старин, ор. у гр. С.Д. Шереметева); 1-й с портр. Екатерины II (Левицкого); 2-й уник с портр. Ф.К. Эльсгольца до подписи, с факсимиле; доска у гр. С.Д. Шереметева (1878 г.). 29. Порт. А.И. Артемьева. 1-й со значком; 2-й до подписи; 3-й с подписью и факсим. 30. Портр. Петра I (для гр. Шереметева, маленьк.). 1-й с пор. графа Б.П. Шереметева и пор. В.Л. фон Браш; уник. Остальные только с Шереметевым; 2-й до подписи; 3-й с подписью; доска у гр. С.Д. Шереметева. 31. "Порванная нитка жемчуга" (с фот.). 32. Порт. гр. П.Д. Киселева (с фот.); 1-й с портр. гр. Киселевой и гр. Потоцкой; 2-й только с Киселевой; 3-й до подписи; 4-й с подписью и факсимиле. 33. Портр. П.Д. Киселева в молодости, с ориг. Рисса 1834 г. — 1) с гусеницей; 2) с куколкой; 3) без знака; 4) с портр. А.П. ЗаблоцкогоДесятовского; 5) с оконченным значком; 6) с подписью; 7) подпись переделана для издания. 34. Портр. Д.В. Поленова (с фот.) отпеч.: 1) с бутоном; 2) с цветком; 3) со значком; 4) со значком; 5) с факсим.; 6) с подписью для издания. 35. Портр. В.М. Максимова (художника): I с факсим. и подписью (1879 г.). 36. Портр. В.А. Неплюевой (с фот.). 37. Вид близ Выборга (Пикруки) с соб. рис. с натуры; доска уничтожена. 38. Портр. И.И. Шишкина (художника). 39. Портр. имп. Александра II. Есть пробы, до поправки и с поправкой, с портр. императрицы, цесаревича и цесаревны: 1-й с портр. императрицы, цесаревича, цесаревны и в. кн. Николая Александровича (Уник с аллегорической фигурой утр. С.Д. Шереметева); 2-й без портр. в. кн. Николая Александровича. 3-й до подписи; 4-й с белою подписью; 5-й с серой подписью; 6-й с черной подписью (плохие; 1880 г.). 40. Портр. В.В. Верещагина (художника) 3 сост. Проб. 1-й с одним факсимиле. 41. Мадонна Конестабиле, Рафаэля; доска у А.А. Васильчикова. 42. Герб гр. Шереметева (со старин. грав. Тарасевича), несколько измененный.
Доска у гр. Шереметева. 43. Порт. Ф.И. Иордана (гравера). 3 сост. проб. 1-й с портр. Л.Е. Дмитриева-Кавказского. 2-й до подписи; 3-й с подписью и факсим. (доска оригинальная подарена в Вену Обществу графич. искусе.). 44. Портр. А.Г. Рубинштейна, 3 проб. сост. 1-й до подп., 2-й то же, дополненные; 3-й с факсимиле. 45. Портр. И.С. Тургенева, 3 проб. сост.: 1-й до подписи; 2-й с подписью; 3-й с факсимиле. 46. Портр. императрицы Марии Феодоровны. 5 проб. сост. до значков; 2 проб. сост. с порт. короля Христиана IX и корол. Луизы. 1-й над значком корона с ветвями дуба и лавра. 2-й рама усилена штрихами. 3-й до подписи. — Доска расписана масл. красками и принадлежит государю императору. 47. Портр. В.Л. фон Браш: 2. проб. сост. 1-й с портр. П.Л. Вакселя; 2-й до подписи; 3-й с факсимиле. 48. Портр. гр. Н.П. Шереметева с ориг. Рослена 1773; 5 проб. сост.; 1-й со значком; 2-й до надписи; доска у гр. С.Д. Шереметева (1881 г.). 49. Портр. Ф.М. Достоевского; 3 проб. сост. 1-й оконч. 50. Портр. кн. A.M. Горчакова; 2 проб. сост. 1-й с факсимиле. 51. Ex libris для гр. С.Д. Шереметева. 52. Мечта, с портр. А.Ф. Фельтена. 1-й с конч. портр. с бабочками; 2-й до подписи. 53. Портр. А.Ф. Фельтена (сух. игл.). 54. Портр. наследника цесаревича Николая Александровича; три проб. сост. не конч. 55. Журчанье ручейка (соб. рис. с натуры); 3 проб. сост.: 1-й до подписи; 2-й с подписью. (1882 г.). 56. Соловьиные трели (соб. рис. с натур.); 1 проб, сост.: I до подписи; II с подписью. 57. Портр. С.Ф. Щедрина (с литогр.); 3 проб. сост. 1-й с замазкой; 2-й с факсимиле.
Доска принадл. редакции Вестника Изящн. Иск. 58. Спящая девушка (соб. рис. с натуры). 59. Ночное (соб. рис. с натуры); 2 проб. сост. 1-й с угасшим светочем. 60. Портр. К.Н. Пушилова (со скрипкой Страдивария); 3 проб. сост. 1-й с оконч. портр. Венявского; 2-й с подписью. 61. Портр. В.И. Главача. 2 проб. сост. 1-й с оконч. портр. Глинки. 1-й с факсимиле. 62. Дочь Моря (соб. рис. с натуры); 2 проб. сост. I со знаком ?? (доска подарена в Вену, Об. граф. ис.). 63. Портр. Н.Д. Быкова. 3 проб. сост. 1-й с портр. Кипренского, Лебедева, Варнека и Штернберга; 2-й без Кипренскго; 3-й до подписи; 4-й с подп. и факсимиле (доска вделана в памятнике, на могиле Н.Д. Быкова). 64. Павловский парк (соб. этюд с натуры масл. кр.); 2 проб. сост. 1-й до подписи. 65. Портр. докт. К. фон Зейдлиц (с рис. Гелен-Шварца 1883); 2 проб. сост. 1-й с портр. В.А. Жуковского; 2-й с факсимиле. 66. Портр. гр. Ф.П. Толстого (соб. ориг. мас. крас.) одна проба, 1-й с факсимиле (юбилейный); доска уничтожена. 67. Портр. гр. Ф.П. Толстого (с фот.); 2 проб. сост.; 1-й до подписи. 68. Отдых Ольги (соб. рис. с нат.); 2 проб. сост. 69. Портр. Ф.М. Достоевского; 2 проб. сост. 1-й с портр. А.Г. Достоевской, с факсимиле; 2-й с подписью. 70. Визитная карточка (с ласточкой). 71. Леля (соб. наброс. с натуры): 1 проб. сост. 72. Аня (то же). 1 проб. сост. 73. Мавр; 1 проб. сост. 74. У деревянной лестницы (Павлов. парк); 1 проб. сост.; 1-й до подписи. 75. Столетие Собеседника Любителей Российского Слова. 2 проб. сост.; 1-й с портр. И.Н. Божерянова, 2-й до подписи; 3-й с подписью для издания. 76. Отдых вакханки; 1 проб. сост. (доска подарена в Вену, Общ. граф. иск.). 77. Неженка (соб. рис. с натур.); 3 проб. сост.; I до подписи. 78. Пор. М.И.М.; 2 проб. сост. 79. Раздумье; 1 проб. сост. 80. Покинутая; 1 проб. сост. 81. Вязальщица (соб. ориг. мае. кр.); 2 проб. сост.; 1-й до подп. 2-й с подп. (в журн. вести. Изящ. Иск.); доска принадл. редакции. 82. Соловей (соб. рис. с нат.); 2 проб. сост.) 83. Швеи, карт. Вотье (Кушел. галер.), 2 проб. сост.; 1-й с портр. Вотье; 2-й до подписи. 84. Венок И.С. Тургеневу от редакции Новостей; 2 проб. сост.; 1-й с портр. O.K. Нотовича. 85. Венок И.С. Тургеневу от русских женщин; 1 проб. сост. 86. Портр. И.С. Тургенева с рис. А.С. Богомолова с натуры; 4 проб. сост. 1-й с портр. А.С. Богомолова (оконч.). 87. Портр. кн. С.Н. Урусова, соб. ориг. мае. кр.; 1 проб. сост. (1884 г.); 1-й с оконч. портр. графа Блудова; 2-й с факсимиле. 88. Портр. П.И. Погребова; 1 проб. сост.; 1-й до подписи. 89. Калачик (соб. рис. с натур.); 2 проб. сост. 1-й с надписью "калачик". 90. Визитная карточка О.Н. Чеботаревой; значок: лошадь, идущая в гору. 91. Визитная карточка Ф.Б. Вейнберг: значок: василек и ромашка. 92. Визитная карточка М.Н. Бобровой; значок: слизняк в раковине. 93. Портр. сына О.Н. Чеботаревой (Володи); 1 проб. сост.; 1-й с подписью: "грав. Бобров" и "О.Н. Чеботарева". 94. Портр. О.Н. Чеботаревой в рамке из растений, 2 проб. сост. 95. Визитная карточка О.Н. Бобровой; значок: Амур, приносящий померанцы. 96. Какаду (соб. рис. с натур.); 3 проб. сост. 1-й с надп. "Chaque femme a son Cacadou". 97. Вакханка с виноградом; 2 проб. сост.; 1-й до подписи. 98. Типы Павловского вокзала (баррикадисты); 1 проб. сост. 99. То же (Сонный дуэт); 1 проб. сост. 100. Портр. П.Л. Вакселя; 2 проб. сост.; 1-й с ремаркой "чаруй меня, чаруй"; 2-й с факсимиле. 101. Портр. В.В. Самойлова, с ориг. Крамского.
Первая проба 3-х дневн. гравюры печат. в 50 экз. для юбилейного обеда; 1-й с портр. отца и трех сестер Самойлова, 2-й с факсимиле; 3-й без значков; 4-й с портр. И.И. Крамского. 102. Типы Павловского вокзала (княгиня); 1 проб. сост. 103. Портр. Бортнянского с ориг. Боровиковского; 1 проб. сост; 1-й с портр. А.Ф. Львова и св. Иоанна Дамаскина. 104. Портр. А.Н. Воронихина (строителя Казанского собора); 1-й с портр. двух его племянников; II с факсимиле (1885 г.). 105. Типы Павл. вокзала (баронесса); 1 проб. сост. 106. Портр. М.И. Глинки, Даргомыжского, Серова, Рубинштена и Чайковского (в раме); 2 проб. сост.; 1-й до подписи. 107. Портр. А. Понкиелли (соб. наброс. углем с натуры); 1 проб. сост.; 1-й с портр. г-жи Дюран и А. Котоньи. 108. Пастух Римкус (Ков. губ.); 1 проб. сост. 109. Еврей на Неманск. пароходе; 1 проб. сост. 110. Пассажир, там же; 1 проб. сост. 111. Герб губ. города Воронежа, с рис. Е.Е. Рейтерна; 1 проб. сост. 112. Герб Колпинского посада с рис. Е.Е. Рейтерна; 1 проб. сост. 113. Герб Батумской области с рис. Е.Е. Рейтерна; 1 проб. сост. 114. Герб Карской области с рис. Е.Е. Рейтерна; 1 проб. сост. 115. Портр. К.Е. Маковского; 1 проб. сост.; 1-й с портрет. жены Маковского; 2-й с факсимиле (юбилейный). 116. Портр. Ф.Ф. Винберга (юбилейный): 1-й до подп. (1886 г.); 2-й с факсимиле и надписью; 3-й законченный. 117. Портр. Н.В. Гоголя; набросок с натуры Мамонова; 1 проб. сост. 118. "Капуцин" (эротич. сюжет); 1 проб. сост.; доска уничтожена. 119. Портр. гр. А.С. Уварова; пробн. с портр. графини Уваровой; 1-й с оконч. значком; 2-й без значка (законченный); доска принадл. графине. 120. Портр. Н.В. Гоголя с ориг. А.А. Иванова, принадл.
М.Я. Рейтерну; 1 проб. сост. 121. Поэт Апухтин (очерк Л.Н. Вакселя); 1 проб. сост. 122. Охотничья собака с рис. пером Л.Н. Вакселя; 1 проб. сост. 123. Наяда; 1 проб. сост.; не окончена. 124. Портр. К.Н. Посьета; 1 проб. сост.; 1-й оконченный; 2-й с портр. Р.И. Посьет; 3-й с окончен. значком; 4-й с факсимиле. 125. Портр. в. кн. Владимира Александровича; 1-й проб. сост. (1887 г.). 126. Портр. проф. Л.А. Еракова; 1 проб. сост.; 1-й с его портр. в пяти возрастах. 127. Портр. А.В. Сухово-Кобылина (драматурга); 2 проб. сост. 1888 и 1890 гг.; работан в Экспед. заг. гос. бумаг. 128. Портр. министра финансов И.А. Вышнеградского; несколько пробн. сост.; 1-й с портр. Паукера; 2-й до подписи; 3-й с подписью. 129. Тоже миниатюра на стали; 1 проб. сост. 130. Аллегорическ. фигура России (на стали). 131. Портр. М.Н. Островского (министра госуд. имущ.); несколько пробн. сост.; 1-й с ремаркой; 2-й до подписи; 3-й с факсимиле (остался неизданным). 132. Портр. Г. Рейтерна с мае. ориг. пис. Гильдебрандтом в 1838 г.; 1-й с ремаркой; 2-й до подписи; 3-й с факсимиле (1892 г.). Этот список отпечатан с рукописи В.А. Боброва. 133. Портрет Рерберга (1893); 1-й с портр. заметкой. {Ровинский} Бобров, Виктор Алексеевич (р. 1842) — художник, гравер.
Учился в Академии художеств.
Писал внутренние виды комнат и портреты.
Своими многочисленными акварельными женскими "головками" стяжал в конце 19 в. большую популярность.
Произведения Б. имеются в Рус. музее, в Третьяковской галерее и др. музеях.