Берви Василий Васильевич
(псевдоним — Флеровский; 1829—1918) — известный публицист-народник.
Сын проф. Казанского ун-та; по окончании ун-та Б. служил по министерству юстиции.
В 1861 Б. была предложена кафедра государственного права в Петербургском ун-те, но занять ее ему не пришлось, т. к. он скоро попал в разряд "неблагонадежных", в связи с его выступлениями по поводу ареста петербургских студентов.
В 1862 за протест по поводу привлечения к суду 13 мировых посредников Тверской губ., выступивших с конституционными заявлениями, Б. был арестован и выслан в Астраханскую губ. С этого времени начинаются непрерывные гонения на Б.: аресты, административные ссылки в Сибирь, Вологду, жительство под гласным надзором в провинциальном захолустье и т. д. Б. принимал участие в революционных организациях 70-х гг.; был близок к кружку чайковцев и к долгушинцам.
В 1871, по предложению чайковцев, составил "Азбуку социальных наук", ставшую настольной книгой революционной молодежи того времени.
В 1874, по поручению кружка долгушинцев, написал брошюру "Как должно жить по законам природы и правды". В 1893—96 Б. жил в Лондоне, но потом снова вернулся в Россию.
Его литературная деятельность была широка и разнообразна: Б. писал статьи публицистического, критического, экономического и социально-философского характера.
Наибольшей известностью пользовалась его книга "Положение рабочего класса в России" (1869). Появление этой работы Б. было отмечено К. Марксом, который, указывая на яркое изображение в ней народного быта, проникнутое ненавистью к помещикам, капиталистам и чиновничеству, называет ее первой книгой, в которой рассказана правда об экономическом состоянии России, и "самой важной книгой", вышедшей после "Положения рабочего класса в Англии" Энгельса.
Из др. работ Б. следует указать: "Свобода речи, терпимость и наши законы о печати" (1869), "На жизнь и смерть" (1877), "Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина" (1878), "Три политические системы: Николай I, Александр II, Александр III" (Лондон, 1897), "Критика идей естествознания" (1904), "Краткая автобиография" ("Русская Мысль", кн. V, 1905). Кроме того, много статей Б. рассеяно на страницах журналов: "Дело" (за подписью Навалихин), "Неделя", "Отечественные Записки" и "Слово". На мировоззрении Б. в сильнейшей мере сказалась экономическая и политическая отсталость России 70-х гг. и ее недостаточное классовое расслоение.
По своим взглядам Б. типичный идеалист.
В заключительной части книги "Три политические системы" он дает характеристику своего мировоззрения. "Все в этой природе, — пишет он, — есть произведение мысли". Б. восхваляет конституционный строй и политические свободы на Западе, отвергает классовую борьбу и проповедует социальную гармонию, наподобие "органического коммунизма" отдельных клеток животного организма.
Несмотря на полную утопичность своих идей, Б. сумел вскрыть основные недостатки самодержавного строя. В этом главная ценность его политических выступлений и литературных работ. В. К.