Бердяев Николай Александрович
— философ и публицист.
Род. в 1874 г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе; в Киевском университете учился сначала на естественном, потом на юридическом факультете.
В 1898 г. был арестован и исключен из Университета.
В 1900 г. был сослан на три года в Вологодскую губернию.
Первая статья Б. была напечатана в "Neue Zeit", в 1899 г., под названием: "F. A. Lange und die kritische Philosophie in ihren Beziehungen zum Socialismus". В 1900 г. вышла книга Б.: "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (СПб.), с предисловием П. В. Струве.
Позднейшие статьи Б.: "Борьба за идеализм" ("Мир Божий", 1901); "К философии трагедии" (сборник "Литературное дело"); "Этическая проблема в свете философского идеализма" (сборник "Проблемы идеализма"); "Критика исторического материализма" ("Мир Божий", 1903); "Хомяков, как философ" (ib., 1904); "О новом русском идеализме" ("Вопросы философии и психологии", 1904). С октября 1904 г. Б. вошел вместе с С. Н. Булгаковым в преобразованную редакцию журнала "Новый Путь", а с января 1905 г. состоит одним из редакторов журнала "Вопросы Жизни". {Брокгауз} Бердяев, Николай Александрович (р. 1874) — философствующий публицист.
В молодости увлекался социалистическими идеями, за что в 1898 был исключен из Киевского ун-та, а в 1900 был выслан в Вологодскую губ. Это время совпало с поворотом Э. Бернштейна к ревизионизму и с отходом от марксизма части рус. интеллигенции, принимавшей до того участие в рабочем движении: Б. оказался в рядах отошедших.
Уже в своей первой статье — "Ф. А. Ланге и критическая философия" ("Neue Zeit", 1900, и "Мир Божий", № 7, 1900), Б., хотя и пытался отмежеваться от неокантианства, однако, выступил против ортодоксального марксизма — именно с точки зрения одной из разновидностей неокантианства (Зиммель).
В течение первых лет 20 в. Б., наряду с П. Струве (см.), М. Туган-Барановским (см.) и др., пытался внести в марксизм "критическую струю". По существу же он вел в эти годы борьбу со всеми теоретическими принципами марксизма: с материализмом, диалектикой и в особенности с материалистическим пониманием истории (напр., "Критика исторического материализма", — "Мир Божий", № 10, 1903; "Катехизис марксизма", — "Вопросы Жизни", 1905, февраль).
Его "социалистические" устремления в то время сводились к тому, что "рядом с социальной демократизацией общества должна итти его духовная аристократизация". Это приводило к замене материализма идеализмом, Маркса — Лассалем и Кантом, пролетарского социализма — буржуазным демократизмом.
К 1906 Б. уже признавался: "Идеализм был хорош для первоначальной критики марксизма и позитивизма, но в нем нет ничего творческого, остановиться на нем нельзя, это было бы не реально и не религиозно". Отсюда начался отход Б. от кантовского идеализма и переход на почву "мистического реализма", а в действительности к крайнему идеализму и религиозной мистике.
Всю действительность и все исторические события Б. "постигает" мистически и видит в них религиозный смысл. Империалистская война была для Б. "всемирно-историческим фатумом", а революция 1917 — "богооставленной" и "безблагодатной". Находясь с 1922 за границей, Б. окончательно оформил свою мистическую и реакционную социальную метафизику.
В области теории познания он исходит из спекулятивного интуитивизма, заявляя, что в умозрении непосредственно даны не только три измерения материального мира, но и некий "четвертый план" бытия. Этот "план" бытия составляют онтологические ноуменальные сущности — в противоположность феноменальным, преходящим явлениям земного мира. Такими "вечными сущностями" являются, по Б., аристократия, консерватизм, частная собственность и т. п. Социально-философская фантазия Б. сводится к тому, что теперь, в эпоху пролетарских революций, общество вступает в новую "сакральную" эпоху. Эпоха эта — новое средневековье, в котором и заключается единственный выход из мирового тупика.
Возврата к предреволюционной эпохе, т. е. к капитализму, быть не может, ибо тогда впереди снова окажется революция.
Б. критикует капиталистический строй, но критикует его с реакционной точки зрения, т. е. с точки зрения феодализма.
Именно феодальный строй с его социально-политическим иерархизмом и всепроникающим господством религии является социальным идеалом Б. В этом отношении современные взгляды Б. выражают "феодальный социализм" в том смысле, в каком Маркс и Энгельс называют в "Коммунистическом Манифесте" феодальным социализмом теории Боналъда и Жозефа де Местра.
Отношение Б. к Советской власти вытекает из его классовой идеологической позиции.
Власть в СССР покоится на "демоническом гипнозе", в СССР господствует "сатанократия". Однако, нужно сказать, что при всей откровенной ненависти к СССР Б. не возлагает никаких надежд на белую эмиграцию.
Сочинения Б.: Субъективизм и индивидуализм в общественной философии.
Критический этюд о Н. К. Михайловском, СПб, 1901 (эпохи "критического периода" Б.); Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные, СПб, 1907 (статьи до 1906, эпохи перехода через идеализм к религиозной мистике);
Новое религиозное сознание и общественность, СПб, 1907; Духовный кризис интеллигенции, СПб, 1910; Философия свободы, М., 1911; Смысл творчества, М., 1916; Судьба России.
Опыты по психологии войны и национальности, М., 1918 (национал-шовинистический бред); Смысл истории.
Опыт философии человеческой судьбы, Берлин, 1923; Миросозерцание Достоевского, Берлин, 1923; Философия неравенства.
Письма к недругам по социальной философии, Берлин, 1923 (реакционно-мистические фантазии);
Новое средневековье.
Размышление о судьбе России и Европы, Берлин, 1924. Лит.: О ранних взглядах Б.: Аксельрод, Л. (Ортодокс), Почему мы не хотим идти назад, "Заря", 1901, перепеч. в сборы. "Философские очерки", 1 изд., СПб, 1906; ее же, О проблемах идеализма, 1905, — перепеч. в сборн. "Против идеализма", 1 изд., П., 1922; ее ж е. Г. Бердяев и моя бабушка, "Совр. Мир", 1912, — перепеч. в сборн. "Против идеализма"; Засулич, В., Элементы идеализма в социализме, "Заря", 1901, — перепеч., СПб, 1906. О современных взглядах Б.: Карев, Н., Философия дворянина нашего времени ("Под Знаменем Марксизма", № 10, 1923). И. Луппол.
Бердяев, Николай Александрович [1874—] — философ и публицист, сын генерал-лейтенанта.
Первоначально примыкал к марксизму, соединяя его впрочем с некоторыми течениями неокантианства.
В дальнейшем пережил характерную для известных философско-публицистических кругов того времени эволюцию "от марксизма к идеализму", а затем к религиозно-мистической философии и феодально-теократическим общественным идеалам.
В 1922 вместе с Ильиным, Франком, Степуном и другими выслан за границу.
В религиозно-мистическом плане развертываются и его эстетические воззрения, систематизированные им в книге "Смысл творчества" [1917] и базирующиеся на понимании искусства как своеобразного теургического акта. Из собственно литературных работ Б., кроме ранней статьи о Метерлинке в сб. "Sub specie aeternitatis" [1907], следует отметить его монографию о Достоевском, изданную в 1923 в Берлине и посвященную гл. обр. религиозным и социально-историческим концепциям последнего.
Библиография: Кроме произв., указанных в тексте: Субъективизм и индивидуализм в общественной философии, 1901; Новое религиозное сознание и общественность, 1907; Духовный кризис интеллигенции, 1910; Философия свободы, 1911; Смысл истории, Берлин, 1923; Философия неравенства, Берлин, 1923; Новое средневековье, Берлин, 1924. {Лит. энц.} Бердяев, Николай Александрович Род. 6 (18) марта 1874, в Киеве, в знатной дворянской семье, ум. 23 марта 1948 в Кламаре (Франция).
Религиозный философ, почетный доктор богословия Кембриджского университета (1947), автор более 40 книг. С юных лет участник марксистских кружков, за что подвергался аресту и ссылке (однако, считая революцию оправданной, не принял реалии Октябрьского переворота).
В начале XX в. видный участник "движения от марксизма к идеализму" (наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком).
Участник сборника "Проблемы идеализма" (1902). После 1904 г. сблизился с кругом Д. С. Мережковского и др., породившим течение "новое религиозное состояние". В эти годы были опубликованы книги Б. "Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900—1906" (1907) и "Новое религиозное сознание и общественность" (1907). В 1908 г., перебравшись в Москву, вошел в круг издательства "Путь" и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в сборнике "Вехи" (1909). В 1911—12 гг. складывается оригинальная философия Б. После 1917 г. осознал себя противником большевистского переворота и видел свой долг в духовном противостоянии тоталитарной новой власти (проведение еженедельных литературно-философских собраний у себя на дому, организация Вольной академии духовной культуры, публичные лекции, в 1918 г. участие в сборнике "Из глубины"), хотя не отвергал социалистическую идею как таковую.
С 1922 г. в эмиграции (был арестован и выслан советскими властями).
Жил и работал в Берлине и во Франции.
Книга "Новое средневековье" (1924) приносит Б. европейскую известность и с течением времени он становится посредником между русской и западной культурами, и Запад охотно принимает его трактовку русской истории, национального сознания и революции (исследования "Истоки и смысл русского коммунизма", 1937; "Русская Идея", 1946, и др.). В конце 40-х гг. с выходом своего "Опыта эсхатологической метафизики" (1947) и философской автобиографии "Самопознание" (1949) Б. приобретает общемировую известность.