Бенуа Николай Леонтьевич
— профессор архитектуры, состоящий при министерстве государственных имуществ, председатель петербургского Общества архитекторов, архитектор Высочайшего Двора и член петербургской городской управы, заведующий техническим отдлением.
Родился в Петербурге 1-го июля 1813 года; обучался первоначально в петропавловской школе, а потом, 14-ти лет от роду, был принят по высочайшему повелению на казенный счет в Академию художеств по классу архитектуры, где был зачислен во 2-й возраст 1-го декабря 1827 года. Через девять лет он окончил курс по 1-му разр. и затем удостоен был 27 сент. 1836 г. большой золотой медали за проект здания училища правоведения, которая давала право ехать на 6 лет за границу казенным пенсионером.
По "Положению" эта поездка могла состояться лишь через три года, в продолжение которых молодой архитектор пробыл чертежником у знаменитого профессора Тона сначала в Петербурге, при постройке церкви Введения на Загородном проспекте, а потом в Москве, при сооружении храма Христа Спасителя, большого Кремлевского дворца и Малого театра.
Наконец в июне 1840 года он выехал за границу, где пробыл шесть лет, вернувшись в Петербург 2-го ноября 1846 года и посетив в продолжение этого времени Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию и Англию.
Плодом этого путешествия были многочисленные альбомы и архитектурные обмеры как целых зданий, так и отдельных архитектурных деталей.
Конечно, большая часть времени была посвящена Италии, где в одном Орвието (тогда еще в Папской области) Н. Л. провел два года, обмеряя вместе с двумя своими товарищами А. М. Резановым и А. И. Кракау знаменитый Орвиетский собор, который может служить типичнейшим представителем итальянской готики.
Рисунки эти были великолепно изданы в 1877 г. в Париже фирмою V-e Morel et C-ie под заглавием "Monographie de la cathedrale d''Orvieto par N. Benois, A. Resanoff et A. Krakau, pensionnaires de l''Асаdemie Imperiale des beaux arts de Saint-Petersbourg". По возвращении на родину Н. Л. был удостоен за свои работы звания академика архитектуры и зачислен на службу в Кабинет его величества, где выполнил несколько проектов по поручению государя, каковы — проект католического алтаря из малахита в подарок сардинскому королю, несколько бронзовых столов и рисунки столового белья для двора вел. кн. Константина Николаевича.
Затем по высочайшей воле ему было поручено составить проект дворцовых конюшен в Петергофе.
С этих пор начинается строительная деятельность Н. Л., и он производит разные постройки не только в Петербурге, но и внутри России.
Из построек его в Петербургской губернии главнейшими являются: в Петергофе — придворные конюшни и вокзал железной дороги в готическом стиле, кавалерские корпуса в стиле большого петергофского дворца, часовня на Торговой площади в русском стиле и затем официантский дом, придворный госпиталь и богадельня; на Балтийской ж. д. — станции Стрельна, Сергиево (в русском стиле) и Красное село — последняя теперь частью перестроенная; в Лисинском учебном лесничестве — дом для практикантов, охотничий дворец и церковь; в Петербурге — католическая церковь на кладбище на Выборгской стороне, несколько частных домов и фасад дома бывшего графа Апраксина в стиле Людовика XV на Литейной; на Петергофской дороге — ферма в усадьбе "Ульянка" графа Д. Н. Шереметева и в Павловске — летний деревянный театр. Из построек его внутри России следует указать на церковь в имении г-на Павлова, Екатеринославской губернии, барский дом, конский завод, службы и церковь в имении графини Шереметевой в селе Высоком Смоленской губ., швейцарский домик в селе Кускове, имении графа Д. Н. Шереметева, и главное здание Петровской земледельческой академии, выстроенное им на месте старого деревянного дворца Разумовских под Москвою.
Кроме того, за последнее время Н. Л. построил в Петербурге совместно с А. И. Кракау дом Общества поземельного кредита на Адмиралтейской набережной и вместе с А. Р. Гешвендом — арестный дом в Александроневской части. Одновременно с этою обширною строительною деятельностью развивается служебная и общественная деятельность Н. Л. После постройки петергофских конюшен он был сделан в 1850 году архитектором Петергофа и назначен два года спустя членом общего присутствия правления I округа путей сообщения и архитектором министерства государственных имуществ, а в 1858 году был удостоен за свои работы Академией художеств звания профессора архитектуры.
С 1872 года он стал во главе строительного отделения петербургской городской управы и, наконец, в 1880 году избран председателем петербургского общества архитекторов.
В 1886 году друзья и почитатели Н. Л. отпраздновали 50-летний юбилей его архитектурной деятельности, причем в академии художеств была устроена выставка его рисунков и проектов.
Выставка эта, заключавшая в себе около 200 номеров, послужила верною картиною его полувековой деятельности и определила вполне место, занимаемое им в современном русском зодчестве.
Некоторые из построек Н. Л. помещены в журнале "Зодчий" с 1872 по 1890 год. {Брокгауз} Бенуа, Николай Леонтьевич (дополнение к статье) — архитектор; умер в 1898 г. {Брокгауз} Бенуа, Николай Леонтьевич (1813—1898) — архитектор.
Высшее образование получил в Академии художеств, по окончании которой в 1836 работал у К. Тона (до 1840). В 1858 — за постройки в Петергофе получил звание профессора.
В 1880—93 — председатель Петербургского об-ва архитекторов.
Б. принадлежит к группе крупных архитекторов середины 19 века, отразивших пестроту вкусов и быструю смену увлечений стилями прошлых времен (классика, готика, ренессанс, рококо, русский стиль) и потому не имевших возможности вполне выявить себя. Работы Б. в готическом стиле (б. придворные конюшни, Петергофский вокзал) являются лучшими образцами готики николаевского времени и превосходными архитектурными произведениями.
Один из образованнейших архитекторов, Бенуа в своих работах всегда выделялся хорошими пропорциями, большим тактом в применении орнаментов и знанием стиля. Важнейшие работы: б. придворные конюшни, госпиталь, кавалерские корпуса и вокзал в Петергофе; здания станций Стрелка, Сергиево, Красное Село (1847—58); церкви в б. имениях Павлова и Шидловского (1847); римско-католическая церковь в Ленинграде; церковь, дом и усадьба в с. Высоком Смоленской губ., принадлежавшие ранее А. Г. Шереметьеву; театр в Гельсингфорсе, летний театр в Павловске (1875) и ряд частных домов в Ленинграде.
Лит.: Петров, П. П., Профессор архитектуры Н. Л. Бенуа, биографический очерк (1836—86), СПб, 1886; его же, Сборник материалов к истории Академии художеств, тт. 2 и 3; Отчеты Академии художеств 1848—49; Щербина-Кpaмаренко, П., Некролог в "Неделе Строителя", 1898; Проекты в "Зодчем", 1872—90; Бенуа, А. Н. и Лансере, Н. Е., Дворцовое строительство императора Николая I, в журнале "Старые Годы", 1913, июль-сентябрь;
Снимки с проектов и биография Б. в "Ежегоднике Общества Архитекторов-Художников", 1913. Н. Лансере.
Бенуа, Николай Леонтьевич (13. 01. 1813, СПб — 23. 11. 1898, СПб) В 1836 окончил ИАХ с правом на загран. поездку.
В 1838—40 работал на постройке храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца.
Строил и преподавал в СПб. С 1857 — профессор ИАХ. Для Москвы при участии П. С. Кампиони спроектировал ансамбль Петровской земледельческой академии: главное зд. (1862—65, Тимирязевская ул., 49), надстройка боковых флигелей, перестройка оранжереи в музей. Руководил постройкой "швейцарского" дома в с. Кусково (1870). Ист.: ГНИМА, инв. № PI 10679—10682; РГИА, ф398. он 24, д. 9276; оп. 26, дд. 10036, 10038, 10051; он 34. л 12345; оп. 35, д. 12367; ф. 1088, оп. 9, д. 840. Лиг Бартенева М. И. Николай Бенуа // Мастера архитектуры. — Л., 1985.