Бенуа Александр Николаевич
— сын проф. архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. университета посвятил себя всецело искусству.
Долго жил в Париже, откуда делал поездки с художественною целью в Бретань, Нормандию, Англию, Бельгию и Голландию.
С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". С самого основания журнала "Мир искусства" принимает в нем ближайшее участие и выставляет свои рисунки и акварели на его выставках.
В настоящее время редактирует роскошное издание Р. Голике и А. Вильборга: "Русская школа живописи". Главные литературные труды Б. — глава, посвященная русскому искусству в сочинении Р. Мутера "Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert" и прибавление к русскому переводу этого сочинения, изданное в 1902 г. под заглавием: "История русской живописи в XIX столетии". Много его исторических и критических статей по части искусства помещено в "Мире искусства", "Художественных сокровищах России", "Ежегоднике имп. театров", "Сборнике министерства финансов", газете "Слово", "Revue encyclopedique" и некоторых др. периодических изданиях. {Брокгауз} Бенуа, Александр Николаевич (р. 1870) — художник, художественный критик, историк искусства и театральный деятель.
Сын известного архитектора Николая Леонтьевича Б., он, будучи еще в гимназии, начал посещать классы Академии художеств.
Впервые выставил в 1893 на акварельной выставке композиции "Пастораль" и "Монастырь", написанные под впечатлением поездки по Германии и Австрии в 1890. Эти вещи своей свежестью и новизною восприятия природы выгодно выделялись из всего выставленного, и уже в них наметился будущий путь Б. Окончательно этот путь определился в серии картин и этюдов, выставленных им в 1897 и явившихся результатом его второго заграничного путешествия в 1894 по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, а также поездки в 1896 в Париж и посещения Версаля.
Эта выставка принесла Б. большую известность: три картины — "Огород", "Кладбище" и "Замок" — были приобретены П. М. Третьяковым, не успевшим купить лучших картин выставки — цикла "Прогулки Людовика XIV в Версальском парке". Приобретенные частными собирателями, они в главной части сосредоточены ныне в Русском музее. Знакомство с жизнью Запада заставляло Б. особенно остро чувствовать недостаточность художественной культуры России, сказывавшуюся на уровне тогдашних выставок и особенно художественных журналов и критики.
Б. организует кружок друзей, которые так же, как и он, прислушивались к новым течениям в искусстве, намечавшимся на Западе.
Начиналась новая "западная струя" в русском искусстве.
Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып. "Истории живописи 19 в. " Мутера.
Б. написал для него главу о русском искусстве.
Когда появилась эта глава-памфлет горячего, ярко чувствующего художника против косности в искусстве и в защиту непризнанных талантов, ее с жаром читали друзья и враги, и общество разбилось на два враждебных лагеря.
К кружку Б. примкнули наиболее даровитые силы передвижных выставок — Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Врубель и даже Репин, не остановленный громовыми статьями старика Стасова против "декадентов". Решено было организовывать собственные выставки, — нужен был свой журнал для пропаганды нового искусства.
В конце 1898 Дягилев выпустил первый № журнала "Мир Искусства". Наряду с пропагандой нового искусства, Б. вел в журнале пропаганду также подлинного старого искусства, писал о красоте "старого Петербурга", о забытых рус. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России.
Отсюда был один шаг до появления журн. "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901. Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). Однако, сам Б. не замыкался в одной старине, и упреки в излишнем историзме ложатся всей тяжестью не на него, а на эпигонов.
В то время как последние, окрепнув на завоеванных позициях, враждебно относились к новому "живописному бунту", шедшему из Москвы, Б. всячески его поддерживал против своих старых друзей.
В 1903 Б. создает замечательную серию иллюстраций к "Медному всаднику" — лучшее, что сделано им в области графики.
Одновременно он работает для театра.
Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. Черепнина, 1907). С этого времени Б. страстно отдается театру.
Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921). Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916). При всей этой кипучей деятельности Б. находит время для журнальной работы, помещая в течение 8 лет фельетоны по текущим художественным вопросам сначала в газ. "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького, и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17). Среди историков искусства Б. являет редкий пример знатока самих произведений, а не только литературы о них. В качестве такого исключительного знатока, после революции Б. был поставлен во главе картинной галереи Эрмитажа.
Лит.: Яремич, С., Александр Бенуа, "Искусство", № 4, Киев, 1911; Эрнст, Сергей, Александр Бенуа, П., 1921. И. Грабарь.
Бенуа, Александр Николаевич Род. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. 9 февр. 1960, в Париже.
Художник (в т. ч. театральный), историк искусства и художественный критик, главн. идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910), иллюстраций к произвед.
А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, работал в Московском художественном театре, ленинградском Театре оперы и балета, в Большом драматическом театре.
Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915). Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17). Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др.). Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980).