Бекбосынова Жанна Боранбаевна
(р. 21.09.1948) — казах. философ, спец. в обл. диалектики и теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в пос. Ата-су Жана-Аркинского р-на Карагандинской обл. Окончила Казахский гос. женский пед. ин-т, филол. ф-т (1970), отделение филос. Ун-та марксизма-ленинизма (1973), асп. при кафедре филос. естеств. ф-тов Казахского гос. ун-та (1976), докторантуру при ИФ РАН (1990—1992). С 1974 по наст. вр. работает в Казахском гос. мед. ун-те: сначала асс., затем ст. преп., доц., проф., зав. кафедрой обществ. дисциплин.
Канд. дисс. — "Роль языка как системы знаков в процессе познания" (1982). Докт. дисс. — "Проблема интерпретации и понимания в культурно-исторической коммуникации" (1993). Основные труды посвящены герменевтической проблематике, ист.-филос., эпистемологическому и культурол. осмыслению формирования и становления герменевтической филос., анализу понятий "понимание", "интерпретация", "оценка", "объяснение", "смысл", "значение", "диалог", "коммуникация". Основные идеи сводятся к следующим положениям: интерпретация — исходная основа, предпосылка понимания, творч. элемент в понимании; объектом интерпретации и понимания является текст, к-рый рассматривается как продукт истории, материализованное выражение культуры, форма существования объективированных мыслей и идей; интерпретационная деятельность связана с субъективно-оценочным истолкованием текста, выявлением как его общего смысла, так и подтекста, сотворч. с автором; задача интерпретации — открытие-раскрытие неповторимости и ист. самозначимости текста; понимание является одновременно актом придания, приписывания смысла и актом постижения, раскрытия смысла, объективированного в тексте; понимание связано с умением проникать в глубь языковых структур, выделять глубинные пласты смысла, выявление к-рых требует анализа, перехода от одного уровня понимания к др., от значен-ческого к смысловому пониманию, совпадению личностных смыслов; понимание имманентно познавательной деятельности человека является средством его систематизации и развития, критического пересмотра и углубления; понимание — коммуникативно-инфор-мац. акт, диалог интерпретанта и автора посредством текста; способом постижения др. сознания и своего "Я" является диалог; понимание и объяснение, являясь моментами единого познавательного процесса, диалектически взаимосвязаны и имеют как черты сходства, так и различия.
Соч.: Проблемы герменевтики (Понимание и интерпретация в культурно-исторической коммуникации).
М., 1992; Диалог как коммуникация // Диспут.
Историко-философский, религиоведческий журнал.
М., 1992. № 1; Диалогический характер понимания // Истины и ценности на рубеже XX—XXI вв. М., 1992; Формирование и становление герменевтической философии.
Алматы, 1997.