Басин Евгений Яковлевич
(р. 26.07.1929) — философ и психолог; д-р филос. наук, проф. Акад. Междунар. академии информатизации.
Заслуженный работник культуры РФ. Род. в Томске.
Окончил отделение логики и психол. филол. ф-та Моск. гор. пед. ин-та им. В.П.Потемкина (1952). Преподавал логику и психол. в школах Москвы.
Н.с. сектора эстетики ИФ АН СССР (1959—1964), доц. кафедры филос. Моск. технол. ин-та легкой промышленности (1964—1972). Н.с. сектора эстетики Всесоюз.
НИИ искусствознания (1977—1986). С 1987 по наст. вр. — зав. кафедрой гуманит. и соц. наук Моск. гос. академии худож. ин-та им. В.И.Сурикова.
Канд. дисс. — по филос., посвящена проблеме знаковости языка в истории филос. (1956); докт. дисс. — "Критический анализ семантической философии искусства" (1974). Одна из гл. обл. науч.-иссл. работы Б. — анализ семантической эстетики, использующей понятие языка, символа и знака при характеристике искусства.
Семантическая эстетика, базирующаяся на филос. интерпретации лингвистич., семиотич. и аксиол. аспектов знаков искусства, трактуется Б. как единое направление — семантическая филос. искусства, в то же время связанная с нац. филос. и эстетич. школами (неопозитивизм, неокантианство, неогегельянство и др.). Корни этого направления Б. видит не только во всеобщей лингвистич. ориентации филос., характерной для многих течений зап. филос. XX в., и не только в нек-рых особенностях развития искусства XX в. (авангардистские тенденции), но и в филос.-эстетич. учениях прошлого, начиная с античности и до Гегеля включительно.
В центре иссл. Б. по психол. искусства — проблема личностного подхода, согласно к-рому гл. проблема психол. искусства — проблема "Я и форма". Такой подход позволяет сосредоточить внимание на проблеме эмпатии, понимаемой не просто как "сопереживание", а как гл. психол. механизм моделирования художеств.
Я — иерархической системы воображенных Я, регулирующих творч. художеств. процесс (кибернетический аспект); на трактовке художеств. фантазии как неразрывно взаимосвязанных процессов воображения и эмпатии; на док-ве, что эмпатия — это не один из приемов искусства, а закономерность художеств.-творч. процесса творца и перципиента (зрителя, слушателя); на выявлении специфики не только художеств. эмоции (эмоти-вистский подход), но художеств. психол. в целом (личностный подход!) — гл. предмете психол. искусства.
Соч.: Проблема знаковости языка в истории философии // ФН. 1962. № 6; О природе изображения // ВФ. 1968. № 4; Семантическая философия искусства.
М., 1973 (2-е изд., на англ. яз., 1978, 3-е — 1998); "Двуликий Янус" (о природе творческой личности).
М., 1996; Коммуникативное молчание // Искусство в контексте информационной культуры.
М., 1997; Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М., 1999; Художественная эмоция // Творчество в искусстве — искусство творчества.
М., 2000; Эмпатия и художественное творчество.
М., 2000.