Барцал Антон Иванович
(25.5.1847, Чешске-Будеевице, Южн. Богемия — 1927, Германия) — арт. оперы (тенор), камерный певец, режиссер и педагог.
По нац. чех. В 1865 поступил в Венскую придв. оперную школу, одновременно посещал муз.-декламационные классы проф. Ферхтгот-Товочовского при Венской конс. Впервые выступил 4 июля 1867 в публичном концерте Большого обществ. певческого общества в Вене. В том же году дебютировал в партии Аламира ("Велизарий") на сцене пражского Временного т-ра, где выступал до 1870 в операх франц., итал. композиторов и чеш. композитора Б. Сметаны.
В 1870 по приглашению хорового дирижера Ю. Голицына гастролировал в России с его хором. С этого же года жил в России.
Дебютировал в партии Мазаньелло на сцене Киев. оперы (1870, антр. Ф. Бергера), где выступал до 1874, также в сезоне 1875/ 76 и на гастролях в 1879. В летние сезоны 1873 и 1874 пел в Одесской опере. В окт. 1874 дебютировал в опере "Фауст" на сцене петерб.
Мариинского т-ра, в 1877—78 солист этого же т-ра, в 1878—1903 — моск. Большого т-ра (с 1882 одновременно гл. режиссер).
В 1881 гастролировал в Веймаре, где пел в опере "Жидовка". В 1903 получил звание "засл. артист имп. театров". Обладал сильным голосом приятного "матового" тембра, по своей окраске принадлежащим к баритональным тенорам.
Исп. отличалось безупречной вокальной техникой (умело пользовался фальцетом), выразительной мимикой и вдохновенной игрой. Особенно ярко проявил себя в характерных партиях.
К числу недостатков современники относили акцент, мешавший создавать рус. образы, и мелодраматизм исполнения. 1-й исп. партий: Витка ("Далибор" Б. Сметаны; 1868, Прага, п/у автора), Князя Юрия ("Княгиня Островская"), Пустынника ("Сон на Волге"); в Большом т-ре — Шуйского ("Борис Годунов", 2-я ред.), Синодала ("Демон" А. Рубинштейна), Дефоржа ("Дубровский"), Радамеса ("Аида"), Герцога ("Риголетто", на рус. языке), Тангейзера ("Тангейзер"); на рус. сцене — Ричарда ("Бал-маскарад"), Миме ("Зигфрид"), Вальтера ("Тангейзер"). Лучшие партии: Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Фауст ("Фауст"), Арнольд, Элеазар.
Др. партии: Собинин, Баян, Андрей Морозов, Трике, Берендей, Ахиор; Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Дон Оттавио, Макс ("Вольный стрелок"), Альфред ("Травиата"), Манрико ("Трубадур"), Рауль, Васко да Гама, Фра-Дьяволо.
Партнеры: И. Бутенко, Б. Корсов, А. Крутикова, Н. Салина, Л. Собинов, П. Хохлов, Ф. Шаляпин.
Пел п/у И. Альтани, А. Аренского, Э. Бевиньяни, Э. Мертена, Э. Направника.
Вел также конц. деят-сть. Ежегодно исп. сольные партии в ораториях И. Баха, Г. Генделя, Ф. Мендельсона, Реквиеме В. А. Моцарта (п/у М. Балакирева, в ансамбле с А. Крутиковой, В. Рааб, О Палечеком), Реквиеме Дж. Верди, в 9-й симфонии Л. Бетховена.
Выступал с концертами в Москве, Петербурге (в т. ч. в Павловске).
В его камерном репертуаре были романсы М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, Р. Шумана, Л. Бетховена, а также рус., сербские, чеш. нар. песни. Будучи в Киеве, пел в концертах РМО и авторских концертах Н. Лысенко.
В 1871 в славянских концертах на сцене киев. Дворянского собрания с большим мастерством исп. чеш. нар. песни в национальном костюме.
В 1878 гастролировал с концертами в Рыбинске, Костроме, Вологде, Казани, Самаре.
Поставил на сцене Большого т-ра 48 опер. Однако, отличаясь традиционностью худож. мышления, Б. в качестве гл. режиссера Большого т-ра не проявил себя как яркая творческая индивидуальность. 1-й постановщик опер: "Мария Бургундская", "Пир Валтасара", "Тамара", "Мазепа" П. Чайковского, "Ролла", "Алеко" С. Рахманинова; в Большом т-ре — "Маккавеи", "Нижегородцы", "Корделия", "Гарольд", "Пиковая дама", "Песнь торжествующей любви" А. Симона, "Майская ночь", "Кармен", "Лоэнгрин", "Отелло" Дж. Верди, "Ромео и Джульетта", "Фальстаф", "Лак-ме", "Мефистофель"; в России — "Паяцы", "Генрих VIII", "Зигфрид", "Андре Шенье", "Троянцы в Карфагене", "Медичи". В 1875—76 преподавал в Киев. муз. уч-ще, в 1898—1916 и в 1919—21 проф. Моск. конс. (сольное пение и рук. оперного кл.) и Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. общества.
Ученики: А. Альтшуллер, М. Виноградская, Р. Владимирова, О. Дрезден, С. Зимин, П. Иконников, С. Лысенкова, М. Малинин, С. Морозовская, В. Петров, П. Румянцев, М. Сташинская, В. Томский, С. Энгель-Крон. В 1921 уехал в Германию для лечения, там и умер. Имеются портреты певца: в партии Миме худож. К. Первухина (хранится в ЦГАЛИ) и в партии Рауля худож. Нехутного (1880, хранится в ГЦТМ). Соч.: Воспоминания. (рук.). — ЦГАЛИ, ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 350. Лит.: Ежегодник имп. театров.
Сезон 1902— 1903. — СПб., 1903. Прилож. 3. С. 13—15; А. И. Барцал//Театр. 1913. № 1229. С. 11; Вальц К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре. — Л., 1928. С. 159— 161; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. — М.; Л., 1937. С. 243, 244; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941. С. 104—105; Василий Родионович Петров: Сб. статей и материалов. — М., 1953. с. 11 —13: Михайлова Т. Виховання співаків у Київській консерваторії. — Київ, 1970. С. 14—15: К. А. Коровин вспоминает. — M., 1971. С. 851; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 12, 32, 182; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX — XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 16, 77; Ларош Г. А. Избранные статьи.— Л., 1976. Вып. 3. С. 267. Кузьмін M. I. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972; Нек-рые афиши спектаклей с участием певца. — в РО ГБЛ (ф. 590).