Барановский Степан Иванович
— писатель и изобретатель; род. 21 декабря 1817 г. в селе Капустине, Мышкинского уезда Ярославской губ.; первоначальное образование получил в Черниговской гимназии, в 1833 г. принят в число казеннокоштных студентов филологического факультета Петербургск. университета по разряду восточных языков, в 1836 году назначен учителем истории и статистики в Пскове, а в 1842 г. его перевели во 2 петербургскую гимназию.
Еще в том же году сделался профессором русского языка в Гельсингфорском университете.
В Финляндии Б. пробыл до 1863г. и, кроме профессорской должности, занимал с 1855 г. должность цензора.
Переехав в Петербург с целью руководить работами по некоторым изобретениям своим, Б. около 3 лет состоял чиновником особых поручений при государственном контролере, а затем около года был главным инспектором училищ Зап. Сибири; с 1868 г. Б., причисленный к различным министерствам, никаких должностей больше не занимал, а в 1881 г. окончательно оставил службу.
Б. человек редкого разнообразия способностей: он знал не только главные европейские языки, но, кроме того, шведский, датский, польский, финский, арабский, турецкий и персидский, писал чуть ли не по всем отраслям знания: по языковедению, истории литературы, богословию, географии, статистике, медицине, механике и геометрии, составлял железнодорожные проекты, издавал карты, делал изобретения.
Кроме массы статей в различных журналах и газетах, ему принадлежат следующие труды: "Руководство к первоначальному изучению русского языка" (Гельсингфорс, 1846, есть и шведское издание), "Исторический атлас древнего мира" (СПб., 1843; 3 изд. СПб., 1850); "Краткий географический атлас" (СПб., 1845, 2 изд. СПб., 1857); "Начальные основания географии" (СПб., 1853); "Гигиена" (СПб., 1860 — первая популярная книга на русском языке по этому предмету) и др. Б. составил ряд проектов среднеазиатских железных дорог; одна его записка по этому предмету была доложена министром путей сообщения покойному государю; одним из первых Б. заговорил о проложении Сибирской железной дороги.
Из изобретений Б. следует отметить его планиметр и путемер.
Дальше удачных опытов не пошли многие другие изобретения Б.: подводная лодка, построенная под его руководством и при содействии старшего его сына, Владимира Степановича, известного впоследствии изобретателя скорострельной пушки без отката, равно как и наиболее важное изобретение его, имеющее своим предметом улучшенные способы для сжимания воздуха и для приложения силы сжатого воздуха к движению машин. Построенный им "духовой самокат Барановского" возил в 1862 г. несколько времени небольшие поезда по Николаевской железной дороге, но, поступив в распоряжение морского министерства, изобретение это там и заглохло.
По мысли и на основании составленной им статистики преступлений в Финляндии в Гельсингфорсе возникло "общество умеренности", избравшее его своим председателем и вызвавшее к жизни множество обществ трезвости, по числу которых Финляндия считается одною из первых стран в мире. При основании "общества покровительства животных" Б. был председателем организационного комитета.
В 60-х годах по его мысли был основан приют для женщин, выходящих из тюрем и больниц, и он же первый высказал мысль о необходимости основать в Петербурге ночлежный приют (о Б. подробнее см. словарь Венгерова, т. II). {Брокгауз} Барановский, Степан Иванович (23 дек. 1817 — ок. 1890) — рус. изобретатель и ученый.
В 1833 поступил в Петербург. ун-т. С 1836 работал учителем в Пскове.
В 1842—63 — проф. рус. языка Гельсингфор. ун-та. До 1868, когда оставил службу, был на различных административных должностях.
Труды Б. посвящены различным отраслям знаний: языковедению, истории литературы, географии, медицине, механике, геометрии, статистике и др. Б. предложил многоступенчатый компрессор в соединении с коллектором из труб — "духовик" (1860), впервые установленный на мотовозе его же конструкции (1862). Совм. с сыном В. С. Барановским построил подводную лодку. Изобрел планиметр, имевший широкое распространение, и др. Б. — автор ряда проектов среднеазиатских ж. д., один из инициаторов строительства Сибирской ж. д. Известен и как общественный деятель — пред. организационного комитета "Общества покровительства животным", инициатор устройства первого ночлежного приюта в Петербурге.
Соч.: Русская хрестоматия.
Книга для переводов с русского языка, Гельсингфорс, 1848; Идеография.
Общий язык для всех народов, Харьков. 1884; Начальные основания географии, СПб, 1853; Географический атлас древнего мира, СПб, 1843; Индоволжская железная дорога, СПб, 1874; Духовая сила как движитель, "Морской сборник", 1859, № 4.