Бантышев Александр Олимпиевич
— московский оперный певец; род. 1804 г. в Угличском уезде, умер в 1860 г.; пел первоначально в частном хоре Варгина, затем через композитора Верстовского поступил на московскую сцену, где впервые выступил в "Аскольдовой могиле" в роли Торопки.
Был на московской сцене 25 лет. {Брокгауз} Бантышев, Александр Олимпиевич — известный в свое время оперный певец; род. в 1804 в Ярославской губ., ум. 1860. Был сначала хористом в одном из частных хоров; при посредстве Верстовского поступил на сцену Большого московского театра, где вскоре сделался любимцем публики, благодаря своему красивому тенору и бойкой манере петь. В особенности славился Б., как Торопка в "Аскольдовой могиле". Прослужил на казенной сцене 25 лет; написал также несколько русских песен. (Б.). {Риман} Бантышев, Александр Олимпиевич [1804, Углич, Ярослав. губ. — 23.11(5.12). 1860, Москва] — арт. оперы (тенор). Род. в семье коллежского регистра.
С 1823 служил в моск. Опекунском совете писцом.
Одновременно пел в хоре церкви Николы Явленного на Арбате (рук. В. В. Варигин).
С 1825 в муз. и сцен. образования Б. активное участие принимал композитор А. Верстовский.
Под рук. А. Алябьева подготовил две его песни ("Соловей", "Вечерком румяну зорю") и 20 дек. 1827 успешно дебютировал в дивертисменте на сцене моск. Большого т-ра. Сначала принимал участие в дивертисментах (исп. песни, романсы), в мае 1828 выступил в партии Гикши. На сцене Большого т-ра пел до 1853. Выступал также в водевилях и драм. спектаклях, где был партнером П. Мочалова, М. Щепкина, В. Живокини.
Не получив муз. образования, до конца своей карьеры разучивал партии по слуху. Эпизодически брал уроки пения у П. Булахова и А. Варламова (с 1832), к-рый помогал ему в начале сцен. пути, а также готовил с ним трудные партии в последующие годы. Обладал от природы голосом нежного "серебристо-бархатного" тембра и широкого диапазона (две с половиной октавы до верхнего ми), актер. талантом. "В игре Бантышева, как и в голосе его, главное достоинство простота и непринужденность" (В. Одоевский)*. "Лучший певец для русской оперы, для русской песни... Единственный актер. который так умел по-русски носить русский кафтан и пропеть русскую песню. Главным торжеством Бантышева была русская песня; он пел ее, как, может быть, не удастся ее спеть никому другому" ("Ведомости Моск. городской полиции", 1853. № 238). Современники называли певца ("русским Рубини" и "московским соловьем". На сцене Большого т-ра создал целый ряд (св. 60) разнохарактерных образов (драм., лирич., комедийные) в операх рус., итал., немец, и франц. композиторов. 1-й исп. партий: Торопки ("Аскольдова могила"; партия написана А. Верстовским с учетом возможностей певца), Витязя Весны ("Сон наяву, или Чурова долина"), Стемида ("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев"), Чешко ("Громобой"), Милона ("Сюрприз"), 1-го лешего ("Иван-царевич"), Жана Вижу ("Любовное зелье"), Грека ("Девкалионов потоп, или Меркурий-предъявитель"), Сенвиля ("Кеттли, или Возвращение в Швейцарию"), Генриха ("Пять свадеб с небольшим"); в моск. Большом т-ре — Собинина ("Жизнь за царя"), Изура ("Три брата горбуны"), Франца ("Швейцарская хижина" А. Адана). Жоржа ("Эдинбургская темница"), Клавдио ("Элиза и Клавдио"), Алина ("Новый Парис"), Эльвино ("Сомнамбула"), Арнольда ("Вильгельм Телль"), Антонио ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"). Османа ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье), Лоренцо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Тебальдо ("Капулети и Монтекки"), Неморино ("Любовный напиток"), Поллиона ("Норма"), Дона Оттавио ("Дон Жуан"), Флореского ("Лодоиска, или Благодетельный татарин"), Мюльграва ("Женни"), Овбрея ("Вампир, или Мертвец-кровопийца"), Нюклеса ("Осада Коринфа"), Ралейга ("Лейчестер и Елизавета, или Замок Кенильворт"), Массуда ("Волшебная лампадка, или Кашемирские пирожки"), Антона ("Орлиное гнездо в Богемских горах"), Аламира ("Велизарий"); на рус. сцене — Рудольфа ("Сильвана"), Спициона ("Сирена"), Генриха ("Мария, или Безнадежная любовь"), Шаплу ("Почтальон из Лонжюмо"), Козимо ("Принц-маляр, или Козимо"), Жоржа Клаверуза ("Сара, шотландская сирота"), Гвальтьеро ("Пират"), Эдмонда ("Клятва, или Делатели фальшивой монеты"), Дон Карлоса ("Леокадия"), Фридгельма ("Мельница в горах, или Союзные войска во Франции 1814 года"), Грегорио ("Людовик, или Ненависть и Любовь"), Магомета ("Падение Мекки"), Фрица ("Невеста"), Леона де Мерсевиля ("Каменщик"), Мержи ("Тайный брак, или Поединок в Пре-о-Клерк"), Френтино ("Чудные приключения и удивительное морское путешествие Пьетро Даидини"), Графа Жулиано ("Черное домино, или Таинственная маска"), Фердинанда ("Фаворитка"), Альфонсо ди Монца ("Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста"), Виктора ("Две ночи"), Эдмонда ("Эмма, или Безрассудное обещание"), Конрада ("Царь земных духов"), Даниэля Робинсона ("Престонский пивовар"). Был одним из лучших исп. характерных партий в операх А. Верстовского (особенно партии Торопки).
Среди др. лучших партий — Собинин, Никанор, Гикша, Иосиф, Даниэль Робинсон, Антонио ("Водовоз"). Др. партии: Изур, Макс ("Вольный стрелок"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Вальбель ("Два слова, или Ночь в лесу"), Фернандо ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), Джулиано.
Партнеры: М. Владиславлев, Д. Куров, Н. Лавров, Д. Леонова, О. Петров, Н. Репина, Е. Семенова.
Пел п/у И. Иоганниса, И. Фельцмана, Ф. Шольца, С. Штуцмана.
В концертах и дивертисментах исп. рус. нар. песни, романсы А. Варламова (композитор посвятил певцу романс "Челнок"), А. Верстовского (29 янв. 1832 принимал участие в драм. представлении "Цыганы" на музыку А. Верстовского), И. Геништы, А. Алябьева (был 1-й исп. его романсов "Вечерком румяну зорю" и "Кудри"), песни собственного сочинения "Что ты рано, травушка, пожелтела", "Ты не плачь, красавица", "Замолчишь ли ты, сердце бедное", "Ах, шли наши ребята из Ново Города". В 1830—40-х гг. гастролировал с концертами в Петербурге, в 1852 — в Воронеже и Рыбинске.
Выступал также в симф. концертах (в т. ч. в Реквиеме В. А. Моцарта).
В 1857 состоялось последнее выступление певца в Москве в партии Торопки.
Талант певца высоко ценили А. Алябьев, А. Верстовский, А. Варламов, С. Аксаков, А. И. Шуберт, Дж. Рубини.
В 1853—57 вел режиссерскую деят-сть в Ярославле, Рыбинске, Н. Новгороде, Казани, Твери. В 1858—60 был оперным антрепренером в Саратове.
Б. давал бесплатные уроки пения. Среди его учеников — Д. Агренев-Славянский.
Лит. Н. [Пановский Н. М.]. А. О. Бантышев. (Некролог) // Моск. ведомости. 1860. 16 дек.; НеведомскийМ.
Ленский и Бантышев // Рус. инвалид. 1860. 24 дек.; Кублицкий M. E. История оперы в лучших ее представителях: Композиторы. — Певцы. — Певицы. — М., 1874. С. 254; Яковлев Б. Московская оперная сцена в сороковых годах // Временник Русского театрального общества. № 1. — М., 1925 (на обл. 1924); Одоевский В.* Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. С. 108; Штейнпресс Б. Страницы из жизни А. А. Алябьева. — М., 1956. С. 145—148, 315; Ливанова Т., Протопопов В. В. Оперная критика в России.
Т. 1, вып. 1. — М., 1966; Ливанова Т. Оперная критика в России.
Т. 1, вып. 2. — М., 1967; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 249—252, 306; Сконечная А. Московский парнас. — М., 1983. С. 93—97; Грановский Б. Б. Очерки о певцах Ярославского края. — Ярославль, 1988. С. 15—24. Бантышев, Александр Олимпиевич оперн. артист московск. театр.; р. 1804, † 1860 г. {Половцов}