Бакст Николай Игнатьевич (Исаакович)
Николай Игнатьевич Бакст. — физиолог, писатель и общественный деятель; род. в 1842 г. в местечке Мире Минской губ., умер в 1904 г. в Петербурге.
Образование Б. получил в житомирском раввинском училище (здесь его отец, известный талмудист, был преподавателем; см. М. Моргулис, "Из моих воспоминаний", "Восход", 1897, кн. VI), а потом в Петербургском университете по естественному отделу физико-математического факультета.
Уже в студенческие годы Б. благодаря своим выдающимся способностям приобрел широкое знакомство в лучших столичных литературных кругах (он был близок с И. Тургеневым, Н. Чернышевским и др.), и это культурное общение наложило резкую печать на его миросозерцание.
В 1863 г. министерство народного просвещения командировало Б. за границу на три года для подготовления к профессуре по кафедре физиологии; в 1867 г. после защиты диссертации "О скорости передачи раздражений по двигательным нервам человека" Б. в качестве приват-доцента открыл чтение лекций в Петерб. университете; вскоре он получил новую заграничную командировку; работая у знаменитых физиологов Гельмгольца и Людвига, с которыми и позже у него не прерывались близкие отношения, Б. занимался исследованием одной из труднейших областей физиологии — нервной, печатая свои труды в мемуарах Берлинской академии наук и Pfluger''s Archiv fur Physiologie; возобновив в 1871 г. чтение лекций в университете, он занял в 1877 г. кафедру физиологии также на Женских медицинских курсах, которую сохранил за собой до закрытия курсов (1888). В конце 70-х годов Б. стал работать в газете "Голос", склонив редакцию изменить прежнему неблагоприятному отношению к еврейскому вопросу, а позже в "Московских ведомостях", где поместил ряд статей по жгучему в то время университетскому вопросу, побудивших министерство народн. просвещ. пригласить его в 1886 г. к участию в Ученом комитете министерства (позже он был назначен членом комитета, каковое место занимал до смерти;
Б. заявил себя сторонником классического образования) и особой образованной тогда университетской комиссии.
В 1879 г. под влиянием, может быть, только что зародившегося тогда в Германии антисемитизма среди петербургской еврейской интеллигенции, до тех пор мало задумывавшейся над судьбой своего народа, проявился живой интерес к нему. Движение это выразилось учреждением двух еженедельных газет, "Русский еврей" и "Рассвет". Б. примкнул к кружку "Рассвета", поместив там биографию известного физиолога еврея Траубе.
Погромы, разразившиеся в 1881 г. на юге России, глубоко потрясли Б., и и он весь отдался интересам русского еврейства.
То была пора зарождения национального движения в русском еврействе.
Б. остался в стороне от него, так как не считал национализм двигателем прогрессивного культурного развития.
Благодаря своим глубоким и обширным познаниям, независимости суждений, стойкости в отстаивании своих взглядов и необычайной энергии Б. занял исключительное положение в среде петербургских еврейских общественных деятелей; с ним вследствие его резкой прямоты трудно было сходиться, тем не менее его безупречная честность и другие высокие качества, а также имя ученого заставляли считаться с его мнением.
Когда после погромов, в Петербурге происходили совещания о поднесении государю адреса с указанием пожеланий еврейства, Б. настаивал на том, чтобы в адресе ясно и категорически было сказано, что одно лишь полное уравнение евреев в правах с прочим населением может улучшить их тяжелое материальное и нравственное состояние, — в политических условиях того времени требование Б. явилось крайне радикальным и потому не могло быть принято собранием.
Эту же идею он решительно защищал и в "Высшей комиссии по пересмотру действующих о евреях в Империи законов" (см.), обычно называемой, по имени председателя, "Паленской" (1883—88 гг.), в которой среди немногих других видных евреев Б. участвовал в качестве "эксперта", и весьма возможно, что благоприятное отношение большинства членов комиссии к разрешению еврейского вопроса было вызвано в известной степени влиянием Б. В интересах скорейшей эмансипации евреев Б. считал весьма важным распространение в русском обществе правильных сведений о еврейской жизни и морали; с этой целью он поместил в 80-х годах в "Голосе" и "Московских ведомостях", а в начале 90-х годов в "Петербургских ведомостях" (Старый журналист) много статей на разные темы еврейского вопроса, выпустил переводы книги Делича о Талмуде и А. Миллера "Употребляют ли евреи христианскую кровь?" под псевдонимами Н. Борисова и Ф. Нежданова и издал своеобразную книгу "Русские люди о евреях", для которой под руководством Б. были собраны с чрезвычайной трудностью благоприятные мнения о евреях, высказанные разными видными русскими людьми (книга была уничтожена цензурой; остались лишь единичные экземпляры).
Для возрождения русского еврейства, духовно и материально обнищавшего благодаря гражданскому бесправию, нужно было, по мнению Б., распространение просвещения и производительного труда в массе; он несколько лет работал в комитете "Общества распространения просвещения между евреями в России", но особенно много потрудился он в созданном по его инициативе "Временном комитете ремесленного и земледельческого фонда" (ныне "Общество ремесленного земледельческого труда среди евреев в России"; см.); до самой своей смерти он нес на себе всю его деятельность.
Преследуя указанную двоякую цель, Б. навел Блиоха (см.) на мысль об исследовании экономического и морального состояния евреев в России и убеждал барона Гирша образовать фонд для их просвещения.
В последние годы жизни Б. особенно интересовался вопросами педагогии. — Важнейшие физиологические работы R: Versuche uber die Fortpflanzungsgeschwindigkeit der Heizung in dem motorischen Nerven des Menschen, 1867; Neue Versuche uher die Fortpflanzung etc., 1870; Ueber die Zeit, welche nothig ist, damit ein Gesichtseindruck zum Bewusstsein kommt, 1871; Ueber die Stellung der n. vagus zum n. accelerans cordis, 1876; Die Folgen maximaler Reize von ungleicher Dauer auf den n. accelerans cordis, 1877; Die Verkurzung des Systolenzeit durch n. accelerans cordis, 1878; "Калориметрическое определение крови", 1881; "Курс физиологии органов чувств", 1886 (курс физиологии кровообращения и курс физиологии пищеварения остались в литографированном виде у многочисленных учениц Бакста); "О материализме естественных наук", 1871; "О значении физиологии при изучении медицины", 1881. — Перу Б. принадлежит также "Памяти Пирогова", "Русск. еврей", 1882, 1; "Памяти Моисея Мендельсона к столетию со дня его смерти" (СПб., 1890). "Памяти Владимира Сергеевича Соловьева", "Восход", 1900, кн. XI; "По вопросу о переутомлении учеников гимназий" (1890 г.). Свою библиотеку Б. завещал обществу для распростран. просвещения среди евреев. — Ср.: "Восход", 1904 г., № 27 (некролог Я. Гальперна); "Будущность", 1904, №№ 49, 50; Венгеров, Критико-биографический словарь, s. v.; "Систематич. указатель литературы о евреях на русск. языке": речи Я. Гальперна, Г. Слиозберга, Л. Каценельсона и др. — в отчете Общества ремесл. и землед. труда за 1908 г. Ю. Г. {Евр. энц.}