Баксанский Олег Евгеньевич
(р. 19.11.1966) — спец. по филос. естествознания, методол. науки, теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.
В1991 окончил физ. ф-т МПГУ, в 1996 — психол. ф-т МГУ. В 1993 защитил канд. дисс. на кафедре филос. МПГУ. Работал преп. на той же кафедре.
С 1996 — в ИФ РАН: ст. н.с, затем вед. н. с. Центра био- и экофилос.
ИФ РАН. Параллельно преподает филос., социол. и психол. дисциплины в МПГУ, Росс. экон. акад. им. Г.В.Плеханова и др. моск. вузах, а также на кафедре филос. РАН. Докт. дисс. — "Единство научных и социальных репрезентаций познания" (2000). В своих работах Б. исходит из следующих идей: 1) осн. факт функц. человеч. психики заключается в существовании тенденции судить о реальности, основываясь на своих ожиданиях; 2) опыт определяет человеч. познание через врожденные структуры познания; эти структуры приобретаются филогенетически; они независимы от жизненного опыта индивида, т. е. онтогенетически априорны, но сформировались в ходе эволюц. развития, т. е. филогенетически апостериорны; 3) познавательные способности мозга, развитые в ходе эволюции, способны постигать структуры реального мира, по меньшей мере, адекватно выживанию; для этого они д.6. достаточно адекватны миру; 4) когнитивной нишей человека, в к-рой он живет и действует, реконструирует и идентифицирует, является "мезокосм" (Г.Фол-лмер), соответствующий миру средних размерностей.
Осн. направление науч.-иссл. работы Б. — всесторонний системный анализ "социального конструирования реальности" (П.Бергер, Т.Лукман), осуществляемый, исходя из методол. гипотетического реализма (Д.Кэмп-белл, К.Лоренц, Г.Фоллмер).
Это достигается путем иссл. онтол., методол., аксиол. и праксиол. аспектов теории соц. представлений (С.Московичи), когнитивной теории персональных конструктов Дж. А.Келли, построенной на базе филос. альтернативного конструктивизма.
В данном контексте рассматриваются филос. рефлексия теории каузальной атрибуции Г.Келли; проблема эпистемол. статуса когнитологии; проблема смены науч.-иссл. парадигмы (переход от класс. познавательной модели к информац.). Разработка всех этих вопросов свидетельствует о становлении совр. когнитивной науки, к-рая изучает устройство и функц. концепт. структур в человеч. сознании, прежде всего механизмы, с помощью к-рых индивид приобретает, преобразует, представляет (репрезентирует), хранит и воспроизводит информацию, строит когнитивные репрезентации знания.
Соч.: Место человека во Вселенной. [В соавт.] // Земля и Вселенная. 1993. № 6; Схемы понимания и объяснения физической реальности. [В соавт.] // ВФ. 1998. № 11; Коэволюционные репрезентации современной направленности сознания.
М., 1999; Эпитафия как выражение портрета эпохи. [В соавт.] // Идея смерти в российском менталитете.
СПб., 1999; Коэволюционные репрезентации современного познания // В. Российского философского общества. 1999. № 4; Гуманистические идеи и проблема эвтаназии. [В соавт.] // ФН. 1999. № 3, 4; Коэволюционные репрезентации эволюционной теории познания // Научные труды МПГУ. М., 2000; Моделирование и когнитивные репрезентации. [В соавт.]. М., 2000; Образ мира: когнитивный подход. [В соавт.]. М., 2000; Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров. М., 2000.