Бахуташвили-Шульгина Ольга Александровна
(урожд. Бахуташвили; по мужу и на сцене Шульгина; сцен. псевд. Рионели) [1(13).3. 1879 (в нек-рых источ. 1876), Кутаиси — 29.5.1950, Тбилиси] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и педагог.
Нар. арт. ГССР (1942). Первая груз. профессиональная оперная певица.
Род. в семье врача. Пению обучалась с 19 лет в Тифлис. муз. уч-ще (кл. Е. Ряднова, с 1900 у П. Ронцн). В 1901 дебютировала в партиях Лизы ("Пиковая дама") и Аиды в Тифлис. опере, где выступала один сезон (под сцен. псевд. Рионели); затем пела в моск. т-ре "Аквариум" (антр. А. Церетели).
Здесь ее услышала певица Э. Павловская, к-рая, оценив талант молодой артистки, помогала ей в работе.
В 1902 занималась на петерб.
Высших вокальных курсах И. Прянишникова, в 1903 совершенствовалась в пении в Париже у Текки и в Милане у П. Видаля и А. Броджи.
В 1904—06 выступала в Киев. опере (антр. М. Бородая), в 1906—09 — в Одесской опере; позже гастролировала в Тифлисе, Харькове, Казани, Екатеринбурге (1912—13), Кисловодске, Баку (1916—17). В 1909—27 солистка Тбилис. оперного т-ра (с 1923 выступала эпизодически). "Все, что ей дала природа, было прежде всего красиво: лицо, походка, тембр голоса.
Ничего выдающегося ее голос собой не представлял, но он был мягкий и ласково-приятный... В драматическом репертуаре этот голос был недостаточен, мал по калибру... Зато в ролях, не требующих голосового напряжения, например, в роли Татьяны, Шульгина была вокально хороша, и в сценическом воплощении образа у нее рождалась свобода.
На редкость хорошо Шульгина исполняла роль мадам Баттерфляй, трогая слушателей до слез" (С. Левик)*. 1-я исп. партий: Азы ("Манру"; заслужила одобрение присутствовавшего на премьере композитора И. Падеревского), Марии ("Боярин Орша"), Сестры Беатрисы ("Сестра Беатриса" Б. Яновского), Русуданы ("Сказание о Шота Руставели"), Этери ("Абесалом и Этери"), в Тифлисе — Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан"); в Екатеринбурге — Марты ("Долина"). Лучшие партии: Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Иоланта, Недда, Чио-Чио-сан. Др. партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Маша ("Дубровский"), Лиза ("Пиковая дама"), Татьяна, Марфа ("Царская невеста"), Волхова;
Шарлотта ("Вертер"), Селика, Елизавета ("Тангейзер").Партнеры: Б. Залипский, С. Инашвили, В. Касторский, Л. Клементьев, М. Максаков, В. Сараджишвили.
Пела п/у К. Агренева-Славянского, С. Барбини, З. Палиашвили, С. Столермана, Б. Яновского.
В 1903 в Киеве исп. сольную партию в Реквиеме В. А. Моцарта (в ансамбле с Е. Ковельковой, Б. Махиным, В. Лосским).
Записала на грампластинки 6 арий и романсов Н. Римского-Корсакова и П. Чайковского (Киев. "Граммофон", 1904). В 1921 была худож. рук. Тбилис. гос. нар. оперы. С 1918 вела пед. деят-сть в Тбилис. муз. уч-ще, затем в конс. (с 1921 проф., с 1926 декан вокального ф-та). Одна из основоположниц груз. вокальной школы. Ученики: М. Амиранашвили, П. Амиранашвили, Г. Гогичадзе, Л. Гоциридзе, М. Кварелашвили, В. Малькова, Н. Микеладзе, М. Накашидзе, Ю. Палиашвили, Т. Тактакишвили, Э. Узунян, Н. Цомая, Е. Сохадзе.
По инициативе Б.-Ш. в 1926 был создан первый груз. научно-вокальный кружок, в 1937 — Тбилис. отд. охраны детского голоса.
Соч.: Опыт вокальной педагогики: (Сб. повседневных упражнений для установки звука. 12 уроков — 36 упражнений). — Тбилиси, 1935 (на груз. яз.); Каденции и мелизмы. — Тбилиси, 1940; 23 вокализа на грузинские народные темы для высокого голоса. — Тбилиси, 1941; Методические работы (рук.) — Три этапа голосообразования: зарождение, развитие и посыл звука. Специальная работа над голосом колоратурного типа. К вопросу работы над детскими голосами. — Библиотека Тбилис. конс. им. В. Сараджишвили.
Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 30 — 31, 49, 52; Бахуташвили Н. К. Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский.
Очерки по истории вокального образования в Грузии. — Тбилиси, 1959; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 58; Квалиашвили М. Г. По трудному пути. Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 52—53; Кравейшвили Б. И. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. С. 50—51; Атанелов И. X. Исполнительская деятельность и вокально-педагогические принципы Д. Я. Андгуладзе и его учеников (диссертация, машинопись, 1976) — ГБЛ. л. 19—21.