Бабушкин Владимир Ульянович
(р. 10.07.1938) — спец. по метафилос. и истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Омске. Окончил филос. ф-т МГУ (1964), асп. МИНХ (1968). Ст. н. с. ИНИОН АН СССР (1972—1984), отв. секретарь ж. "ВФ" (1984—1986). С 1986 — проф. кафедры филос. АН СССР (ныне РАН). Канд. дисс. — "Концепция философского мышления Карла Ясперса" (1968). Докт. дисс. — "Феноменологическая концепция науки" (1986). Отв. ред.-сост. сб. "Природа философского знания" (Т. 1—3. М., 1974—1976); "Панорама буржуазной философии XX в." (Т.1—3. М., 1977—1979); "Философия Э.Гуссерля и ее критика" (М., 1983) и др. В трудах Б. проанализированы разл. основания двух важнейших, с его т. зр., функций филос— познавательной и личностно-мировоззренч.
Если первая ориентирована на получение новых знаний, то вторая — на ценностное осмысление мира. Истоки их единства — в реальной жизнедеятельности человека; их адекватная интеграция возможна в сфере объективного знания.
Рассмотрев возможные варианты феноменологического метода (дескриптивный, эйдетический, конститутивный, генетический, структурный и др.), пришел к выводу о том, что для дальнейшего развития филос. и наук о духе реальные перспективы имеет только метод интен-ционального анализа сознания, поскольку др. методы феноменологии (под разл. названиями) уже освоены наукой.
Однако большие возможности интенциональ-ного анализа в рамках феноменологии не были полностью реализованы.
Причиной послужила объективная установка сознания, к-рая расценивалась как единственно адекватная для понимания природы сознания.
Между тем разл. установки сознания (естеств., объективная, магическая, дух. и антидух.) принципиально отличаются друг от друга интенцией, структурой и компонентами актов сознания, что свидетельствует о многомерности сознания.
Преимущество интенцио-нального анализа в том, что он позволяет преодолеть узкие рамки субъектно-объектных отношений, присущие объективной установке, и проникнуть в сам механизм деятельности сознания, в ту сложную интенцио-нально ориентированную динамическую систему, к-рая отнюдь не является гомогенной активностью, как считается в феноменологии, а имеет периферию и центр. функционирующие в разл. режимах и имеющие взаимодополнительные цели и средства их достижения.
Опираясь на интенциональный анализ ценностных переживаний, можно генетически конструировать практически все структуры, присущие человеч. жизнедеятельности.
Метод интенционального анализа при дух. (а не объективной) установке сознания делает возможным построение единой онтологии, проясняющей природу духа, реальности, человеч. знания и бытия в целом. Соч.: О природе философского знания.
М., 1978; Особенности феноменологического анализа научных проблем // Философия Э.Гуссерля и ее критика.
М., 1983; Феноменологическая философия науки. М., 1985; Феноменологическая философия науки // Критика современных немарксистских концепций философии науки. М., 1987; Типология человека в свете современного научного знания // Философское понимание человека.
Вып.2. М., 1987; Две модели понимания // Загадка человеческого понимания.
М., 1991; Философия духа (Опыт интенционального анализа).
М., 1993.