Аверьянов Анатолий Николаевич
(р. 17.06. 1937) — спец. по филос. теории бытия; д-р филос. наук. Род. в Куйбышевской (Самарской) обл. Окончил гос. пед. ин-т в Куйбышеве (1965), затем асп. по кафедре филос. АОН (1974). Работал на заводах, в комс. и парт. комитетах, в аппарате ЦК КПСС. В наст. вр. —в Аналитическом управлении Гос. Думы Федерального Собрания РФ. Докт. дисс. — "Методологическое значение принципа системности в познании мира" (1988). А. являлся отв. ред. и членом ред. колл. кн. и периодических изд., одним из организаторов Центр. совета филос. методол. семинаров при Президиуме АН СССР (70—80-е гг.). В его трудах иссл. общие законы развития и функционирования систем в процессе возникновения, становления, периода зрелости, преобразования и исчезновения; описаны системообразующие факторы, проанализирована и раскрыта сущность взаимодействия как единства противодействия, содействия и нейтральности, в понятийный филос. аппарат введен термин "содействие", выделены его типы, место и роль содействия в развитии систем; на основе анализа механизма развития систем разработана методол. практики.
А. выступал против абсолютизации "борьбы" противоположностей и относительного единства, доказывая, что противоположности могут находиться в отношениях взаимодополнения и содействия, а тождества — в отношениях борьбы.
А. рассматривает развитие как взаимодействие систем, обусловленное источниками их существования и самосохранения.
Один и тот же источник существования для качественно тождественных, качественно противоположных, качественно нейтральных систем может явиться причиною как содействия, так и борьбы и нейтральных отношений между системами.
Содействие есть путь к интеграции, самосохранению и репродукции.
Борьба ведет к дифференциации и дивергенции.
Нейтральность обеспечивает условия развития.
Каждая система одновременно обладает и реализует все виды взаимодействия.
А. впервые на филос. уровне исследует понятие и сущность "нейтральности". Нейтральность отражает состояние реальности, не охватываемое категориями "борьба" и "содействие". Нейтральность есть то, что обеспечивает устойчивость мироздания.
Все системы природы, об-ва и мышления, материальные и идеальные и законы их развития существуют и проявляются только потому, что погружены в нейтральность, к-рая не только отграничивает системы друг от друга и ограничивает пределы действия законов, но и является тем, из чего произрастает и во что превращается все многообразие мира. Нейтральность как филос. категория отражает всеобщее свойство части реальности находиться в промежуточном состоянии между крайностями.
Нейтральность есть и граница, и предел, и переход, и взаимодействие, и резерв, и состояние системы.
Введение категории "нейтральность" в филос. позволит, как считает А., создать систему филос. категорий, ибо нейтральность является недостающим звеном, способным вывести филос. мысль из двоичного мира парных категорий в объемный троичный мир. А. доказывает многообразие форм проявления материи и сознания, их динамический паритет в саморазвитии бытия, обосновывает необходимость революции в принципах и методах познания бытия, отношениях человека и природы.
В 80—90-е гг. А. исследует актуальные проблемы обществ. развития: собственности, идеологии, религии, суверенитета, свободы и права, патриотизма, нравственности, мировоззрения, отношений классов и соц. групп, управления.
Соч.: Категория "система" в диалектическом материализме.
М., 1974; Система: философская категория и реальность.
М., 1976; Динамика противоречий // ВФ. 1976. № 5; Диалектическое противоречие в развитии познания. [В соавт.] // ВФ. 1979. № 2; Методологические проблемы типологии диалектических противоречий // Там же. 1981. № 2; Системообразующие факторы // ФИ. 1981. № 2; О природе взаимодействия.
М., 1984; Системное познание мира. М., 1985; Содействие // Диалектика научного познания.
М., 1988; О многообразии и эволюции форм социалистической собственности // Марксистско-ленинское теоретическое наследие и современная наука. М., 1989; Категория "противоречие" в системе нового мышления // Диалектическая сущность нового мышления.
М., 1990; Возвысимся до прозрения // Перспективы. 1991. № 2; Контуры идеологии сотрудничества // Родина. 1993. № 11; Суверенитет: иллюзия и реальность // Жизнь национальностей. 1995. № 4—5; Федерализм и унитаризм // VIP (Журнал о лидерах и для лидеров). 1996. № 7—8; Федерализм в российском и зарубежном законодательстве // Жизнь национальностей. 2000. № 3—4; Нейтральность как фактор реальности // Материалы научно-практической конференции.
Самара. Государственный педагогический университет. 2000.