Ауэр Леопольд Семенович
— выдающийся скрипач; род. в Вешпреме (Венгрия) в 1845 г. Сын бедного ремесленника, он поступил благодаря поддержке влиятельных лиц в Будапештскую консерваторию, где был учеником Р. Колэна.
В 1857 г. А. перешел в Венскую консерваторию; здесь большое влияние на развитие таланта Ауэра оказал проф. Яков Донт. Окончив в 1858 году курс консерватории с первой наградой, А. отправился в Ганновер к Иосифу Иоахиму, под руководством которого и завершил свое музыкальное образование.
С 1859 по 1863 гг. он совершил ряд концертных турне по Западной Европе и приобрел имя первоклассного скрипача.
В 1863 г. А. занял место концертмейстера в Дюссельдорфе, где и оставался до 1865 г., a с 1866 по 1868 г. был концертмейстером в Гамбурге.
В 1868 г. А. вступил в качестве первого скрипача в известный квартет братьев Мюллер, с которыми совершил артистическое путешествие по главным городам Западной Европы.
Вскоре, однако, А. покинул квартет и в том же 1868 году по приглашению Императорского русского музыкального общества занял место профессора скрипичной игры в С.-Петербургской консерватории вместо ушедшего Г. Венявского.
В 1873 г. А. получил звание солиста Его Императорского Величества и Императорских театров.
В 1880—81. гг. он управлял концертами придворной певческой капеллы, a с 1887 по 1892 год дирижировал концертами Русского музыкального общества.
В этот период были впервые разучены под его руководством и исполнены целиком "Реквием" Берлиоза (1889 г.) и "Манфред" Шумана (1890 г.). По поручению Антона Рубинштейна, тогда директора консерватории, А. сформировал новый оркестр Русского музыкального общества, который впервые появился на концертной эстраде в 1889 г. (до тех пор в концертах Музыкального общества подвизался исключительно оркестр Императорской русской оперы). — С 1881 г. по 1888 г. А. совершил ряд концертных поездок по России и Западной Европе в качестве дирижера и скрипача-виртуоза; он принял участие в музыкальных торжествах в Карлсруэ (1885 г.) и Дюссельдорфе (1885 г.) и посетил Англию, Бельгию, Голландию и другие страны, всюду пользуясь громадным успехом.
С 1888 г. А. стоит во главе квартета Русского музыкального общества, который пользуется известностью не только в России, но и за границей.
Состав квартета несколько раз менялся и в последние годы состоял из следующих лиц: Ауэр (1-я скрипка), Крюгер (2-я скрипка), Коргуев (альт) и Вержбилович (виолончель).
В 1902 г. А. снова с прежним успехом дирижировал оркестром в симфонических концертах Русского музыкального общества. — Среди современных скрипачей А. занимает одно из первых мест; игра его отличается чрезвычайным изяществом и благородством, фразировка очень тонка и художественна, тон, хотя и не особенно велик, очень красив.
Педагогическая деятельность А. в качестве профессора С.-Петербургской консерватории дала превосходные результаты: многие из его учеников сделались известными скрипачами; таковы, наприм., Галкин, бывший профессор С.-Петербургской консерватории;
Колаковский, сперва солист Императорских московских театров, a затем профессор С.-Петербургской консерватории;
Вальтер и Вольф-Израэль, занимающие места первого и второго концертмейстеров в оркестре Императорской русской оперы; Крюгер, Коргуев, Млынарский — солисты оркестра Императорского русского музыкального общества; затем из числа учеников А. большой популярностью пользуются: Мец, Цимбалист, Эльман, мисс Ларло, Фидельман, Сибор и др. В 1908 г. Петербургская консерватория чествовала А. по случаю 40-летия его деятельности и учредила стипендию его имени. Из произведений А. упомянем: Rhapsodie hongroise; Tarantelle de concert; 2 каденции к концерту Бетховена; каденция к концерту Брамса; 2 Reveries; Romance, a также несколько переложений для скрипки. — Ср.: Энциклопед. словарь Брокгауза-Ефрона;
Риман, "Музыкальный словарь"; Ehrlich-Legge, Celebrated violinists; Baker, Biograph. dict. of musicians; J. E., II, 297. A. T. {Евр. энц.} Ауэр, Леопольд Семенович — известный скрипач.
Род. 8 июня 1845 в Вешпреме (Венгрия) в бедной еврейской ремесленной семье. Влиятельные лица приняли участие в музыкальном образовании мальчика и отдали его в пештскую консерваторию, откуда он перешел в венскую, где учился у Донта, закончил же изучение скрипки в Ганновере у Иоахима.
Концертировать начал с юных лет, еще находясь в пештской консерватории.
В 1864—66 был концертмейстером в Дюссельдорфе, затем 2 года в Гамбурге.
С 1868 А., по приглашению И.Р.М.О., принял профессуру по классу скрипичной игры в СПб. консерватории, где заместил Г. Венявского.
Здесь А. основался навсегда.
Среди знаменитых современных скрипачей А. выделяется необычайным изяществом смычка, общей художественностью исполнения и тонкой технической отделкой; тон его не особенно велик, хотя очень красив и полон. Вместе с тем А. является превосходным исполнителем камерной музыки.
В течение многих лет он стоит во главе СПб. квартета И. Р. М. О.. А. заявил себя также талантливым дирижером, заведуя в 1880—81 симфоническими концертами певческой капеллы, а затем, в течение двух разных периодов, симфоническими собраниями И.Р.М.О. (под его управлением исполнены были "Реквием" Берлиоза, "Манфред" Шумана и др.). А. часто совершает концертные путешествия, как по России, так и за границей, в качестве скрипача и дирижера, причем особенно пропагандирует сочинения Чайковского.
Под его руководством выработалось немало выдающихся русских скрипачей (Краснокутский, Галкин, Колаковский, Крюгер, Пустарнаков, Вальков, Млынарский, Вальтер, Вольф-Израэль, Коргуев, Фидельман, Налбандьянц и др.). С 1873 состоит солистом Его Величества и вместе с тем солистом Императорских театров.
А. написал также несколько композиций для скрипки. (В). {Риман} Ауэр, Леопольд Семенович Род. 1845, ум. 1930. Скрипач, дирижер.
Профессор Санкт-Петербургской консерватории с 1868. Воспитал плеяду ярких исполнителей (Я. Хейфец, Е. Цимбалист и др.). С 1918 в эмиграции в США.