Астафьев Александр Иванович
— отставной генерал-майор, военный писатель; род. в 1816 г., ум. после 1863 г. Уроженец Калужской губернии, Астафьев окончил курс в 1-м Московском корпусе, откуда в 1835 г. вышел прапорщиком в 8-ю артиллерийскую бригаду, а в 1844 г., по выпуске из Николаевской академии генерального штаба, был зачислен в последний.
В 1854 г., в чине полковника, определен на должность штаб-офицера помянутой академии и оставался в ней до 1863 г., когда, по болезни, был уволен генерал-майором в отставку.
Литературные труды Астафьева довольно разнообразны.
Первым было издано им, в 1850 г.: "Военно-статистическое обозрение Варшавской губернии"; затем, в 1856—1861 гг. исследование "О современном военном искусстве", 2 т.; в 1856 г. напечатаны в "Военном Сборнике" и отдельно: "Воспоминания о Суворове". Большую сенсацию вызвал, появившийся в 1862 и 1863 гг. труд Астафьева: "Источники политической экономии и государственного хозяйства", 2 т., где, в главе "О народе и его назначении", он, с особенною отчетливостью, развивал тип идеального государства, рассматривая его, как живое органическое тело, в котором человек — отдельная самобытная клеточка, народ — совокупность, составляющее тело, а правительственная власть — душа и разум. Из последующих трудов Астафьева известны: "полевая служба войск", составленная им вместе с капитаном Кенигом, "Что такое военное хозяйство" и "Критическое исследование современной системы финансов в западных государствах" (1863). Глиноецкий, "Историч. очерк Никол. акад. Генер. Штаба". — С. Венгеров, Критико-биогр. словарь, т. I, стр. 837—840 (ст. А. Петрова). — С. А. Венгеров, "Русск. Книги", СПб. 1897 г., стр. 435. {Половцов} Астафьев, Александр Иванович — военный писатель; род. в 1816 г. в дворянской семье, в Калужской губернии; в 1835 г. из кадет 1-го московского корпуса, выпущен прапорщиком в 8 артиллерийскую бригаду, в 1842 г. поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, а по окончании в ней курса переведен в 1844 г. в Генеральный штаб. В 1854 г. А. в чине полковника зачислен при Николаевской акад. Ген. штаба в качестве воспитателя находящихся в академии офицеров и остался в этом звании до выхода в 1863 г. в отставку по болезни.
Вскоре после этого А. †. Первым литературным трудом его было "Военно-статистическое обозрение Варшавской губ." (СПб., 1850). Крымская война, обнаружившая с такой силой неустройства русской жизни, вызвала движение и в военных кругах.
А. подверг пересмотру организацию всего военного дела и, отвергая всякое значение опыта, стремился обосновать свое учение о военном искусстве a priori, путем теоретических, философских начал. От военных А. требует универсального образования, знакомства со всеми общими науками, о науках же специально военных отзывается с пренебрежением.
Свои взгляды А. изложил в соч. "О современном военном искусстве" (2 т., СПб., 1856—61) и в приложениях к нему: "Источники политической экономии и государственного хозяйства" (СПб., 1862), "Полевая служба войск" (составлена кап. Кенигом и издана А.), "Что такое военное хозяйство?". Современная военная критика ("Воен. сборник", 1861, № 5) отнеслась к взглядам А. очень внимательно, но вместе с тем и очень строго. {Брокгауз} Астафьев, Александр Иванович — военный писатель; род. в 1816 г., сконч. в 1863 г. По окончании в 1835 г. 1-го Моск. к. к., А. был выпущен в 8-ю артил. бриг., из которой через несколько лет поступил в Имп. воен. академию.
В 1842 г., по окончании курса академии служил по генеральному штабу и с 1854 г. по 1863 г. занимал скромную должность "штаб-офицера для начальствования над образуемыми в Николаевской академии генерального штаба офицерами". 7 апр. 1863 г. А. был произведен в генерал-майоры с увольнением за болезнью от службы и вскоре по увольнении умер. В 1856 г. появился главный труд А. "О современном военном искусстве", произведший сильное впечатление: в рецензиях о нем указывалось, что в сочинении сгруппированы "светлые и возвышенные мысли о военном искусстве", что "первый том сочин. полк. Астафьева есть одно из самых замечательнейших когда-либо появлявшихся произведений ума, познаний, глубоких размышлений, резкой откровенности, необходимой, чтобы назвать черное черным, белое белым, скромности и желания пользы..." и т. п. Впрочем, были и противоположные отзывы и даже издевательства над автором, которому приходилось расплачиваться и за допущенные типографией ошибки, и за выхваченные отдельные выражения и фразы, поддающиеся хлесткому толкованию... Посвящая свой труд русской армии, А., вопреки установившимся академическим понятиям, в 1856 г. назвал "именами великих полководцев" — Дмитрия Донского, Петра Великого, Румянцева, Суворова... Исследуя исторически начала военного искусства, А. приходит к заключению, что "пора перестать подражать действиям Наполеона, несообразным с условиями нашего времени", т. к. новые факторы войны (огнестрельное оружие с нарезными стволами, огромность способов и средств противников и т. д.) "должны повлечь большую реформу в военном искусстве". В 1861 г. он издал 2-ю часть своего исследования "О современном военном искусстве", которую невозможно было "по независящим от него причинам выпустить в свет ранее". В этой части "получили большое развитие истины, изложенные сжато в первой". На этот раз А. посвятил свой труд русскому флоту, высказав, между прочим, следующее: "ежели могущество и слава нашего отечества много зависела от участия флота, то с большею уверенностью можно сказать, что ныне (т. е. с 1860 г.) тесное соединение флота с сухопутными войсками, для достижения успеха на войне, необходимо и вытекает из современных обстоятельств". Конечно, новаторство А. могло многим не понравиться, т. к. он совершенно разошелся с академическими доктринами, заявив даже печатно своему сотоварищу по академии, известному профессору тактики А. П. Карцеву, следующее: "Странно, что, черпая сведения из одного и того же источника, в одно и то же время, мы сделались антагонистами относительно всех предметов военного искусства, начиная от подметки солдата до высших стратегических соображений". Рассматривая армию как живой организм.
А. с научной точки зрения исследует его атомы и элементы и "скелет идеальной армии", для которой "наука из сопряжения всех открытий, изобретений, вводимых в современный образ действий, создает правила и подготовляет реформу", т. к. "всякому действию, всякой перемене предшествует мысль". У А., в его идеальной армии, уже в 1861 г. — одежда защитного цвета и отличается необыкновенной простотой, а вес снаряжения пехоты всего 35 фнт.; пехотинец — образован, боевого вида, "умеет видеть (неприятеля), не будучи видим, и поражать (его), не будучи поражаем" и т. д.; кавалерист — "представляет одно существо с лошадью, или центавр, он ловок, гибок, поворотлив, умеет вольтижировать, джигитовать, фехтовать, в совершенстве владеет ружьем, метко стреляет не только пеший, но и с лошади" и т. д.; кавалерия — несет аванпостную службу, делает разъезды и разведывает (все это было тогда обязанностью казаков); артиллерия вооружена орудиями последней системы и производит всегда верный выстрел и т. д.; генеральный штаб "имеет назначение составлять собой пять чувств полководца", а полководец, если не всеобъемлющий гений, то человек с универсальным образованием, с истинно здравым и практическим взглядом на вещи и владеющий армией с искусством.
Прочие труды А. заключались в исследованиях, имевших связь с сочинением "О современном военном искусстве", а именно: 1) "Источники политической экономии и государственного хозяйства" (1861 г.); 2) "Полевая служба войск" (1861 г.); 3) "Критическое исследование современной системы финансов в западных государствах" (1863 г.); 4) "Что такое военное хозяйство". Затем перу А. принадлежит "Ответ на рецензию “Военного сборника” о современном воен. искусстве" (1862 г.) и статья: "Воспоминания о Суворове" (1856 г.). Суворова А. почитал выше Наполеона, а в воспоминаниях называет первого "самобытным и великим" и "загадкой, которую разгадает только тот, кто разгадает Русь и ознакомится с могучим духом русским". Во всех трудах А. наблюдается поразительная начитанность, основательное изучение трактуемых вопросов, скромность в оценке своей учености и своего авторитета, неуклонное стремление быть полезным армии и флоту и послужить патриотически отечеству.
Если мечты А. о создании идеальной армии и не вполне осуществились, то все-таки многие мысли, опередившие "дух времени" на десятки лет, продолжают осуществляться. (С. А. Венгеров, Критико-биографический словарь русских писателей и ученых.
СПб., 1889 г., т. I, стр. 837 и след.; Глиноецкий, Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. СПб., 1882 г., — см. списки, стр. 51 и 14; Венгеров, Русские книги с биографическими данными об авторах.
СПб. 1897 г., т. I, стр. 435; Критические отзывы о сочинении — "Северная Пчела" 1857 г., № 267, "Сын Отечества" 1856 г. № 1, "Отечественные Записки" — февраль 1857 г., "Московские Ведомости" 1857 г., № 48, "Морской Сборник" — май 1861 г., "Северная Пчела" 1858 г., № 62, и др.). {Воен. энц.} Астафьев, Александр Иванович офицер 9 выпуска из Никол. акад. Генерального штаба (1842 г.), автор книг: 1850 г. "Военно-статист. обозрение Варш. губ." и 1856 г. (2 т.) "О современном военном искусстве". {Половцов}