Асмолов Александр Григорьевич
Член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова; родился 22 февраля 1949 г. в г. Москве; окончил МГУ в 1972 г., доктор психологических наук; в 1991—1991 — главный психолог — советник Председателя Государственного комитета СССР по народному образованию; 1992—1996 — заместитель министра образования РФ; 1996—1998 — заместитель, первый заместитель министра общего и профессионального образования РФ; подал в отставку в октябре 1998 г. сразу после назначения новым министром образования В. Филиппова; вице-президент Общества психологов РАН; владеет английским языком.
Известен как идеолог гуманизации образования, вариативного обучения, допускающего сосуществование школ различных типов (лицеев, гимназий и др.). Инициатор упразднения из школьных программ военной подготовки, замены "труда" — основами безопасности жизнедеятельности, введения института школьных психологов.
Решение об отставке мотивировал в заявлении невозможностью осуществлять в рамках государственной службы демократические преобразования в системе образования.
В интервью газете "Сегодня" (12.09.98) высказал опасение, что прокоммунистическое правительство даст возможность нанести удар по демократической идеологии образования, сократив в учебных планах факультативные часы выбираемых дисциплин, устранив некоторые учебники, допустив националистов к составлению программ по литературе, вернув жесткий образовательный стандарт и ополчившись на лицеи и гимназии.
Вместе с тем Асмолов утверждает, что вернуть в школы "строевую педагогику" и остановить развитие новой концепции образования уже не удастся, хотя бы потому, что ее поддерживают 65% российских учителей, а еще 20% педагогов не отрицают возможности реформы.