Аскназий Исаак Львович
— академик (с 1885 г.) исторической живописи; род. в Полоцке 1856, в 1874 г. принят в академисты, в 1880 г. был отправлен на четыре года за границу, в 1885 г. получил звание академика за картины "Палач, держащий голову Иоанна Крестителя" и "Моисей в пустыне". {Брокгауз} Аскназий, Исаак Львович (1856—1902) — исторический живописец.
Учился в Императорской академии художеств в С.-Петербурге; за картины "Авраам изгоняет от себя Агарь" и "Блудница перед Христом", награжден золотыми медалями.
Живя в Вене, начал, под руководством Макарта, картину "Палач с усеченною головою Иоанна Крестителя", оконченную им в Риме. В Бродах делал этюды еврейских типов. Другие выдающиеся его произведения: "Моисей в пустыне" (в Третьяковск. гал., в Москве); "Игра в кости", "Скорбные вести", "Наступление субботы", "Жених-талмудист, испытуемый раввином в присутствия родителей его и невесты", "Родители Моисея", "Утренний визит". {Брокгауз} Аскназий, Исаак Львович И. Л. Аскназий. — академик исторической живописи; род. в гор. Дриссе (Витебской губ.) 16 января 1856 г., ум. в 1902 г. Родители его, зажиточные купцы, очень благочестивые евреи (хасиды), происходившие от древнего раввинского рода, дали сыну религиозное воспитание.
При этом, однако, они не позволили заглохнуть еще в детстве обнаружившимся y сына способностям к рисованию и старались их развить.
Четырнадцати лет А. поступил в петербургскую Академию художеств (1870), вольнослушающим, а затем (1874) перешел в академисты.
К этому времени (1871) относится его первое знакомство с M. M. Антокольским, который, увидев эскизы А., одобрил их. С тех пор А. не переставал благоговеть перед великим скульптором.
За классные работы А. получил постепенно серебряные медали (1874, 1875, 1877 и 1879 — "Мытарь и фарисей") и золотые медали: малую — за программу "Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Исмаилом" (1878) и большую за "Грешницу" (1879). За две последние работы Аскназий был удостоен звания классного художника 1-й степени и был отправлен за границу (1880) пенсионером на 4 года. А. путешествовал по Германии, Австрии и Италии, работал y известного Макарта в Вене. В Италии А. сделал эскизы и нарисовал картины: "Смерть еврейского поэта Иегуды Галеви", "Палач с головой Иоанна Крестителя" и, наконец, большое полотно "Моисей в пустыне". За два последних произведения А. удостоился звания академика (1885). Вернувшись в Россию, А. женился и, поселившись в Петербурге, продолжал неустанно работать то над общеисторическими сюжетами, то над еврейской историей, иногда же над жанром.
Во всем этом А. строго соблюдал академическую школу. В его работах преобладают еврейские сюжеты; из крупных вещей этого рода выделяются: "Скорбные вести" (1887), "Наступление субботы" (1888), "Экзамен жениха" (1890), "Подруги", "Родители Моисея" (1891), "Еврейская свадьба" (1893) и, наконец, самая большая и серьезная работа — "Экклезиаст" или "Суета сует" (1900; см.). И. Л. Аскназий: "Экклезиаст", или "Суета сует" (музей Академии художеств в С.-Петербурге).
Во всех этих композициях А. чувствуется горячая любовь к еврейскому народу и искреннее религиозное чувство.
Бесчисленные эскизы А. свидетельствуют о плодовитости художника, о его страстной любви к искусству, которому он был предан всем существом своим. В эскизах А. выражал исключительно то, что его занимало, отнюдь не гоняясь за запросами времени.
Несмотря на то, что А. часто нуждался, он был в заказах очень разборчив и никогда не брался за работы, которые были ему неприятны или шли вразрез с его убеждениями.
Сами работы он исполнял с редкой добросовестностью.
А. подолгу собирал материалы для картин, работал в музеях и библиотеках, делал бесчисленные этюды, лепил аксессуары.
А. был прекрасным рисовальщиком.
Его профессор, известный П. П. Чистяков, считал его одним из лучших последователей академической школы. Главные работы А. находятся в музеях ("Грешница" — Академия художеств; "Моисей в пустыне" — Третьяковская галерея; "Экклезиаст" — музей Академии художеств; "За одолжение" — Одесса, городской музей; "В раздумье" — Москва, Румянцевский музей; "Виолончелист" — музей Академии художеств; "Палач" — в харьковском городском музее), некоторые же его работы принадлежат частным галереям и отдельным лицам. К сожалению, богатые евреи в России мало ценили достоинства и талант даровитого художника-еврея, и многие из прекрасных вещей А. приобретены за границей ("Скорбные вести" — Гейдельберг, собств.
Зака; "Экзамен жениха" — Чикаго, частный музей; "Наступление субботы" — Чикаго, частная коллекция). — В частной жизни А. был верующим евреем, соблюдавшим все обряды.
Еще будучи учеником Академии, он подал прошение в совет о том, чтобы ему дозволили работать вместо субботы по воскресеньям, a когда он жил за границей, столовался лишь y евреев, во время же путешествия питался вегетарианской пищей. Эта религиозность А. внушала к нему всеобщее уважение как евреев,так и знакомых христиан. — Ср.: Собко, "Словарь русских художников", т. I, вып. I; Булгаков, "Наши художники", т. I; Маггид, "Еврейская семейная библиотека", 1903, III, V, VII и IX. Илья Гинцбург. {Евр. энц.} Аскназий, Исаак Львович (1856—1902) — академик исторической живописи.
Родился в г. Дриссе, Витебской губ., в еврейской зажиточной семье. С 1870 по 1879 учился в Петерб.
Академии Художеств, в 1880 был послан за границу.
Писал, гл. обр., на библейские темы: "Грешница", 1879 (Музей Академии Художеств), "Палач с головою Иоанна Крестителя", 1881 (Харьковский музей), "Моисей в пустыне", 1882 (Третьяковская галерея) и др. Есть у А. и жанровые картины, гл. обр. на сюжеты из еврейской жизни: "Наступление субботы", 1890; "Жених-талмудист", 1890. По направлению А. — последователь академической школы.