Арсений Суханов
(в миру Антон) — иеромонах, строитель московского Богоявленского монастыря, принадлежавшего Сергиевой лавре, и келарь Троицко-Сергиева монастыря, род., как полагают, около 1600 года в с. Брусницыне, в семье мелкопоместного дворянина, испомещенного по городу Солове, в нынешней Тульской губ., Путилина Суханова; ум. в Москве 14-го августа 1668 года и погребен в Троицко-Сергиевой лавре. Молодой Антон Суханов, как звали в миру старца Арсения, первоначальное образование получил дома, но затем, как полагают, продолжал свое образование в одной из школ западнорусских братств.
На это предположение наводит тот факт, что Арсений прекрасно владел языками греческим, польским и латинским, знал грамматику, риторику диалектику, что уже было совсем редким явлением среди тогдашнего русского общества.
Своему образованию он обязан тою выдающеюся ролью, которую играл в истории русской церкви.
В 1649 г., в Москву прибыл иерусалимский патриарх Паисий для сбора пожертвований на украшение Гроба Господня.
Заметив в богослужении русских некоторые отступления от обрядов и чинов восточной церкви он обратил на это внимание царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа.
Было решено для изучения вопроса на месте послать на Восток верного человека.
Выбор пал на старца Арсения, бывшего тогда келарем Троицко-Сергиева монастыря. 10 июня 1649 г., он вместе с Паисием и иеродиаконом Ионою отправился в Константинополь, но, не доехав туда, дважды возвращался в Москву, сперва из Ясс а затем, 8 декабря 1650 г., с Афона и подал в посольский Приказ свой статейный список.
В нем он подробно изложил сведения о своем путешествии и пространные прения о вере, какие он имел с афонскими греками.
В феврале 1651 года, Арсений в третий раз отправился в путешествие на Восток; на этот раз он ехал через Греческий архипелаг и Средиземное море, побывал на островах Хиосе и Родосе, посетил Египет, довольно долго побыл в Александрии, где предлагал многие вопросы Иоанникию, патриарху александрийскому, касательно воззрений и обычаев церковных; потом жил некоторое время в Иерусалиме, где горячо спорил с патриархом Паисием, и, побывав затем в Константинополе, возвратился, в июне 1653 г., в Москву чрез Малую Азию и Кавказ. (Представленный им царю и патриарху отчет он назвал "Проскинитарием" или "Поклонником". Последний состоит из трех частей: росписи о посольстве, статьи о граде Иерусалиме и чиновника или тактикона: "Како греки церковный чин и пение содержат". В это время в Москве началось исправление церковных книг; явилась необходимость в возможно большем количестве древнегреческих рукописей и книг, так как число имевшихся в России оказалось слишком недостаточным для подобных работ. По совету Епифания Славинецкого и Арсения Грека, патриарх Никон послал в 1654 г. Арсения на Афон и Восток.
Его снабдили "щедрою милостынею", для раздачи кому следовало, благодаря чему, Арсений вывез с Афона и из других мест свыше 700 очень ценных и редких рукописей (505 с Афона и 200 из других мест), составляющих ныне украшение московской синодальной библиотеки.
Во время последнего путешествия Арсений вывез из Иерусалима, заказанную им по поручению Никона, модель большого иерусалимского храма Воскресения Христова; по образцу этой модели, хранящейся ныне в патриаршей палате, Никон построил церковь Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре.
Возвратившись из этого путешествия в Троицко-Сергиеву лавру в январе 1665 г., Арсений прожил еще около 2? лет, принимая за это время близкое участие в деятельности московского Печатного Двора. Убежденный сторонник старомосковского богослужения и противник Паисия и его приверженцев, он всегда и повсюду спорил с греческим духовенством и резко обличал его. Взгляды Арсения не всегда отличаются широтою и беспристрастностью, притом, для него второстепенная богослужебная обрядность имела такое же важное значение, как и основные догматы христианства.
Припоминая все "отступления" греков, именно, что они в крещении не погружаются, но обливаются и покропляются, с еретиками вместе молятся и святыни причащаются, не имеют православных книг, но принимают еретические и по ним "правят свое благочестие", автор "Прений", вместе с тем, почему-то считает себя в праве обвинять современных ему греков в таком подневольном грехе, как: "жен и детей их емлют турки и неволею бусурманят". Тем обстоятельством, что в сочинениях Суханова находятся данные по вопросу, имевшему столь важное значение в XVII веке, вопросу о том — сохранили ли греки благочестие или нет, объясняется причина, почему сочинения Арсения в свое время и позднее пользовались особым вниманием, сперва со стороны противников церковных преобразований Никона, а впоследствии и со стороны старообрядцев.
Среди последних сочинения Суханова вращаются доселе. "Прения о вере", как и "Проскинитарий", так ярко изображавшие глубокий упадок той самой греческой церкви, на пример которой опирался патриарх Никон, послужили надежною опорою сторонникам "старой веры". Впрочем, Никон не допустил их распространения в народе в первоначальном виде, и сочинения Суханова подверглись значительному сокращению; тем не менее, "Прения" и "Проскинитарий" разошлись в огромном количестве, первые исключительно между раскольниками, а "Проскинитарий", кроме того, и среди православных.
В первый раз "Проскинитарий" появился в печати, в извлечении, во II томе "Сказаний русского народа" Сахарова, а в полном виде издан в 1870 г. проф. Ивановским в Казани.
В 1866 г., появились в "Православном Обозрении", в полном виде "Вопросы", предложенные Арсением александрийскому патриарху, а "Прения" его напечатаны в №№ 11—12 "Христ. Чтения" за 1883 г.; наконец в 1891 году появилась весьма обстоятельная биография Арсения, изданная С. Белокуровым, а в 1894 г., часть вторая того же труда, заключающая сочинения Суханова.
Макарий, "Ист. рус. церкви", т. ХІ, стр. 141—162; Филарет, "Обзор", стр. 229; Евгений, "Словарь ист. о бывш. в России пис. дух. чина", ч. I, стр. 50; В. Верещагин, "Древние русск. путешественники (в "Лучах"), 1850, № 12, стр. 827; Березин, "Русск. энц. словарь", т. II, стр. 242; Венгеров: "Критико-биогр. словарь", вып. 17, стр. 771—774; "Энц. словарь, изд. русск. уч. и литераторами", статья Н. Аристова; "Правосл.
Обозрение", 1867, №№ 9—12; "Временник", изд. Общ. ист. и древн., ч. XVI, стр. 117—131; Ивановский, предисловие к изд. им "Проскинитарию"; Соловьев: "Ист. России с др. времен (изд. "Общ. Пользы"), т. III, стр. 203, 211; т. II, 1725—1726; "Летопись занятий Археогр.
Комиссии", 1668, вып. IV, стр. 62; С. Белокуров: "Арсений Суханов", ч. I, 1891 (Биография А. С.) и ч. II, 1894 (Сочинения А. С.). — Строев, "Библиологический словарь". Л. Вейнберг. {Половцов} Арсений Суханов — иеромонах, строитель Троицко-Сергиева Богоявленского монастыря и келарь Троицко-Сергиевой лавры. Когда гостивший в Москве в начале 1649 г. иерусалимский патриарх Паисий указал царю и патриарху Иосифу на многие отступления московского богослужения от чинов и обрядов Восточной церкви и в особенности на неправильность двуперстия в крестном знамении, решено было послать на Восток верного человека, который изучил бы вопрос на месте. Поручение это возложено было на старца А. Вместе с Паисием он в июне 1649 г. выехал в Яссы, побывал на Афоне и, вернувшись в декабре 1650 г. в Россию, представил в Посольский приказ отчет о своем путешествии, названный им "Статейным списком", к которому приложил еще "Прения о вере" с афонскими старцами (напеч. Белокуровым в "Христ. чтении", 1883 г., № 11—12). В феврале 1651 г. А. предпринял второе путешествие на Восток.
На этот раз он посетил Константинополь, Хиос, Родос и др. острова Греческого архипелага, проник в Египет и Иерусалим и через Малую Азию и Кавказ вернулся в июне 1653 г. в Москву.
Представленный им царю отчет он назвал "Проскинитарием", т. е. поклонником (изд. проф. Ивановским, Казань, 1870). Через год А. поручено было доставить в Москву возможно большее количество древнегреч. рукописей, которые необходимы были патриарху Никону для предпринятого им исправления богослужебных книг. Благодаря богатой "милостыне", которой снабдили его, А. удалось вывезти из Афона и других мест 700 драгоценнейших рукописей, которые до сих пор считаются украшением Московской синодальной библиотеки.
Кроме того, из Иерусалима А. по просьбе Никона привез модель большого храма Воскресения Христова, которая послужила образцом при построении большой Воскресенской церкви в Ново-Иерусалимском монастыре.
А. † 14 августа 1668 г. В своих отчетах А. является мелким ритуалистом, ставящим на одну доску незначительные богослужебные обрядности и важнейшие догматы христианства.
Мрачными красками описывает он испорченность восточного духовенства, его приниженность и угодливость.
Вместо того, чтобы скорбеть об упадке Восточной церкви, стонавшей под тяжким турецким игом, он с каким-то злорадством отмечает, что вера-де испортилась не у нас, а на Востоке.
Вопрос о крестном знамении составляет главное содержание "Прений о вере". По словам А., афонские старцы не могли привести ни одного сколько-нибудь веского довода против двуперстия.
Понятно, что сочинения его дали приверженцам "старой веры" сильное оружие против новшеств Никона и получили широкое распространение в раскольничьей среде, где, впрочем, подверглись многочисленным искажениям. {Брокгауз} Арсений Суханов — Иеромонах, был Строителем Троицкого в Москве Сергиева-Богоявленского Монастыря и вместе Троицкого Сергиева Радонежского большого Монастыря Келарем.
Когда около половины XVII века при Патриархе Иосифе в Российской Церкви начали заводиться споры и разгласия о некоторых Церковных обрядах, то Царь Алексий Михайлович и сам Патриарх вознамерились послать во Святые Места Восточные нарочного, для осмотра и замечания Церковных Уставов.
К сему избраны были из Сергиева Монастыря Келарь Арсений Суханов и Иеродиакон Иона Маленький и в 1649 году отправлены.
Арсений поехал чрез Молдавию и Валахию сперва в Константинополь, потом чрез Архипелаг в Средиземное море; заезжал в Хиос, Родос и другие Греческие острова, а оттуда в Александрию.
Там, живши несколько времени, предлагал он на решение Иоанникию, Патриарху Александрийскому, многие вопросы, до Церковных Уставов, обыкновений и мнений касающиеся.
Оттуда поехал он в Иерусалим, где также пробыв несколько времени, делал замечания, а наконец по трехлетнем путешествии, возвратился в Москву чрез Грузию и Кавказские горы 1651 года Июля 25. Со времени отправления своего из России все, что видел и слышал он в продолжении путешествия, записывал в книгу, которую вообще назвал он Греческим именем Проскинитарий, т.е. поклонник, потому что он ездил как бы для поклонения Святым Местам.
Записки сии подлинником сохраняются доныне в Патриаршей Московской библиотеке и начинаются следующими словами: "Лет. 7157 г. (1649) Мая в 9-й день, по Государеву Цареву и Великого Князя Алексия Михайловича всея России Указу и по благословению Великого Господина Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всея России, велено Троицкого Сергия Богоявленского Монастыря Строителю Старцу Арсению Суханову ехати в Иерусалим для описания Святых Мест и Греческих Церковных чинов и проч.". Вся сия книга разделяется на три части: первая называется Статейный список, или роспись о посольстве и посланных; вторая — о граде Иерусалиме; а третья — Тактикон, еже есть чиновник, как Греки Церковный чин и пение содержат.
Арсений поехал из Москвы Июня 10 с Иерусалимским Патриархом Паисием и оставил его в Валахии, а возвратился в Россию к такому времени, когда уже скоп мятежников, своевольствовавших при Патриархе Иосифе и недовольных Патриархом Никоном, размножил свою толпу и заводил явные расколы.
Самый главный тогда был вопрос: Греческая Восточная Церковь, с коею Никон сообразить хотел Российскую, удержала ли сама древнее свое православие? Арсениевы записки взяты были во свидетельство.
В них ответы Александрийского Патриарха и других Священно-Начальников Восточных ничего не доказывали в укоризну Восточной Церкви, но Арсений описал некоторые, хотя и мелочные, местные разности в самых Греческих Церковных Уставах, а наипаче весьма худыми красками изобразил он поведение Иерусалимских Христиан, в рассуждении неблагоговения их во Храмах, в ношении Восточных иноверческих одеяний, в молении вместе с еретиками и проч. Иерусалимский Патриарх Паисий присылал даже жалобу на него к Царю Алексию Михайловичу за его нескромные пересуды в бытность еще во Иерусалиме, и за оклеветание их пред ним. Но мнение Арсениева довольно было для раскольников.
Они, не различая Восточной Греческой Церкви от некоторых частных людей, бесчинствовавших во оной, возопияли, что сама Церковь отступила от древнего Православия и недостойна уже подражания нашего.
Арсениева книга везде размножилась списками, и мятежники, не довольствуясь его известиями, подделывали и вносили в свои списки много такого, чего совсем нет в подлиннике и чему даже есть там противное, так например, в раскольнических тетрадках находится пространное прение Арсения пред Цареградским Патриархом в защиту двуперстного знамения креста и того, что Российская хронология достовернее Греческой: но в Проскинитарий сам Арсений пишет, что он к Цареградскому Патриарху и не являлся; потому что, де, тогда в Цареградском Патриаршестве было смятение.
И действительно, Парфений Патриарх Константинопольский тогда был выгнан и в Мае месяце удавлен, а преемник его Иоанникий, хотя избран в 1650 году, но сам ушел от гонений.
Раскольники, ссылаясь на Арсения, говорят также, что Греки полиелеев не поют; но Арсений о сем вовсе не пишет. Раскольники и, согласно с ними и некоторые наши писатели, утверждают даже, что якобы Никон Патриарх для описания Святых мест и Греческих Церковных обрядов посылал Арсения на Восток; но сие опровергается самым заглавием вышеупомянутого Проскинитария и возвращением Арсения в 1651 году, т.е. почти за год до Патриаршества Никонова.
Но Арсения сего уже в другой раз Никон посылал в Афонские и другие Восточные Монастыри 1654 года по совету Епифания Славеницкого для отыскания и покупки Греческих и древлеписанных Славянских книг, с коими он возвратился в Январе 1655 года. Впрочем, как бы то ни было, нельзя одобрить Арсениева ненавистного описания Греков, произведшего великий соблазн в Российской Церкви.
Если бы он был разборчивее и благоразумнее, то при сих описаниях не вменил бы грубости и злоупотребления некоторых всей вообще Восточной Церкви или, по крайней мере, извинил бы Греков несчастными обстоятельствами под варварским их порабощением Магометанам.
Надобно при том заметить, что путешественники, бывшие в Святых Местах после Арсения, обличили его во многих явных лжах, от нерассмотрения ли его или от пристрастия происшедших.
Некоторые критические примечания на него можно видеть в Путешествии в Иерусалим Мелетия Саровского Иеромонаха, изданном в Москве 1798 года. За всем тем, Арсению Суханову обязаны мы драгоценными Греческими и Славянскими рукописями, им на Востоке закупленными, числом до 500, которые составляют лучшую часть Патриаршей библиотеки в Москве.
Обстоятельное описание Греческих можно видеть в Каталоге Профессора Маттея, изданном 1805 г. в Лейпциге, под названием: Accurata Codicum Graecorum Mss. Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi notitia et recensio (Подробное описание греческих рукописей, находящихся в Московских библиотеках Св. Синода. — лат.). Из них одно Евангелие, по замечанию Грека Скиады, писано в 588 году по Рождеству Христову, но Маттей полагает оное гораздо позже. Арсений также привез в Россию модель большой Иерусалимской Церкви Воскресения Христова, которая доныне сохраняется в Москве при Патриаршей Палате; и с сей-то модели Патриарх Никон построил большую Церковь, находящуюся в Воскресенском Монастыре, Новый Иерусалим называемом.
Арсений Суханов скончался 1668 году в Августе и 14 числа погребен в Сергиевом Троицком Монастыре, где есть и надпись над ним. {Болховитинов} Арсений Суханов путешествен. на восток при царе Алексее Мих., строитель моск. Богоявл. мон. Дополнение: Арсений Суханов, † 14 августа 1668 г. Справщиком с марта 1661 г. {Половцов} Арсений Суханов (1600—1668) — иеромонах, келарь (казначей) Троице-Сергиева монастыря, один из московских книжников середины 17 в., имя которого связано с церковной реформой 17 в. — исправлением книг. А. С. совершил несколько поездок на Афон, в Константинополь, Палестину (Иерусалим), Египет (Александрию); из 3-го путешествия он вывез с Востока свыше 700 древнегреческих церковных рукописей, дав, т. о., ценный материал для сличения Никоновским справщикам (см. Никон). В своих отчетах о виденном на Востоке, А. не только выступает противником церковных исправлений, но проводит всюду ту мысль, что у греков благочестие уже испорчено, что истинное благочестие осталось только в Москве.
Т. о., он является представителем старой феодальной антиниконовской церкви.
Сочинения А. были сильным оружием старообрядцев в борьбе с Никоновской церковью.
Лит.: Белокуров, С. А., Арсений Суханов, т. I — Биография Арсения Суханова, М., 1891; т. II — Сочинения Арсения Суханова, М., 1894.