Арсеньев Анатолий Сергеевич
(р. 13.11.1923) — спец. по общим проблемам филос.; канд. филос. наук, доц. Род. в Москве, преподавал в вузах, являлся сотрудником НИИ (ИФ АН СССР, ИИЕТ АН СССР, Центр. экон.-матем. ин-та АН СССР и др.). В наст. вр. — вед. н. с. Ин-та развития личности.
Основные направления работы: иссл. отношения Человек-Мир; органических систем; антропогенеза; проблемы личности; развития личности и ее этич. сознания; новоевроп. рационализма и науки; глоб. кризиса современности. 1964—1968 связаны с коренным изменением представлений А. о филос, ее роли и назначении (Размышления о работе Л.С.Рубинштейна "Человек и Мир". ВФ. 1993. № 5). Филос. А. рассматривает как глубоко личностное размышление об отношении Человек-Мир (объективированной, опосредованной разумом форме первичного, служащего началом антропогенеза, непосредственного религ. отношения Я-Ты). Бесконечность этого отношения выявлена в двух формах: потенциальной бесконечности (ПБ) как "снятии" во времени конечных опреде-ленностей в чувственно воспринимаемой "проявлен: ной" обл. бытия, и актуальной бесконечности (АБ), содержащей все, что м.б. достигнуто в ПБ в будущем, связанной с обл. непроявленных форм, образов, смыслов и т.д. Эволюция, развитие, творч. связаны с взаимодействием ПБ (что, напр., может пониматься как каузальность, адаптация) и АБ (телеологичность, целепо-лагание, "ароморфозы", эмерджентная эволюция и т.п.), прошлого и будущего.
Здесь возникает проблема свободы.
Взаимодействие АБ и ПБ приводит к представлению о развитии как интерференции сменяющих друг друга ф?з разл. глубины и длительности, связанных, как правило, с преобладанием рефлексии (погруженностью в себя, выработкой устойчивого основания, способного противостоять внеш. среде восстановлением непосредственных связей с АБ) или трансцендирования (экспансии во внеш. среду, в обл. ПБ). Гегелевские "скачки" можно рассмотреть как "прорывы" АБ в ПБ в период "междуфазья", "квазихаоса". Радикально новый шаг в развитии связан с "возвратом" за пределы основания заканчивающейся фазы и сменой основания на более глубокое.
Эти особенности органического развития проявляются не как жесткие законы, но как лежащие глубоко под разнообразием эмпир. бытия общие тенденции, обнаружить к-рые, в частности, помогает филос. Человек — парадоксальное бесконечно-конечное существо, снимающее свою конечность в обл. ПБ транс-цендированием, благодаря своей причастности АБ, где он уже трансцендентен.
Развитие личности — становление Человека в индивиде.
Этич. сознание личности также парадоксально, располюсовано на конечную и бесконечную обл. Конечная обл. (ПБ) связана с групповой системой ценностей, выражается в моральных нормах и требованиях группы к индивиду.
Бесконечная (АБ) — в безусловных, не связанных с соц. средой, растущих вместе с внутр. личностным "Я" индивида всеобщих принципах.
Внутр. конфликт этих обл. — важный фактор личностного развития (Взаимоотношение науки и нравственности. 1969. В сб. "Наука и нравственность". М., 1971, опубликована часть, полностью — при изд. одноименного сб. изд-вом "Прогресс" на иностр. яз.). Осн. идеи кратко изложены в ст. "Научное образование и нравственное воспитание" в сб. "Психологические проблемы нравственного воспитания детей". М., 1977; кн. под ред. В.В.Давыдова "Философско-психологические проблемы развития образования". М., 1981). В антропогенезе А. выделяет две фазы: Палеолит — преобладание рефлексии, дух. и телесного саморазвития Человека, господство отношения Человек—Мир, и Неолит — преобладание трансцендирования, развитие орудий труда, "неорганического тела человека", господство отношения Субъект—Объект.
Факторы, приведшие человечество к совр. глоб. кризису, связаны с неолитической революцией, а сам кризис является завершением, деградацией и разрушением фазы Неолита, за к-рой, предположительно, может следовать на новом уровне фаза самоизменения Человека (Глобальный кризис современности и Россия // Континент. № 73. 1992). Этот кризис захватывает все формы жизни и сознания, в т.ч. филос. Новая ("постнеолитическая") филос. не может сводиться к построению тех или др. (категориальных, логических, понятийных и т.п.) систем.
Она может выражать себя лишь в вероятностном ключе, представляя нечто вроде "прогулки" по границе рационального и нерационального, подводящей Человека к ощущению Тайны себя самого и Мира. Ее задача по отношению к предшествовавшим формам филос. и религии — отделение в них вечного от временного.
Соч.: Анализ развивающегося понятия. [В соавт.]. М., 1967; Ранние работы Канта. [В соавт.] // Иммануил Кант. Соч. в 6 томах. Т.2. М., 1964; Мышление психолога и проблемы личности // Культура, традиция, образование.
Ежегодник.
М., 1990; Экологическая проблема.
Взгляд философа // Известия АН Респ. Казахстан.
Сер. общественных наук. № 183 и № 184. 1992; Размышления о работе С.Л.Рубинштейна "Человек и мир" // ВФ. 1993. № 5; Подросток глазами философа.
Алматы, 1996; Десять лет спустя.
О творческой судьбе С.Л.Рубинштейна (философский очерк) // ВФ. 1998. № 11.