Аронсон Наум Львович
— скульптор; род. в 1872 г. в Креславке, в хасидской семье, занимавшейся торговлей деревенскими продуктами.
А. получил обычное первоначальное религиозное воспитание в хедере. 15—17 лет от роду А. очутился в Вильне, где, терпя острую нужду, посещал рисовальную школу. По совету заведующего школой А. занялся скульптурой, и стека оказалась ему более на руку, чем карандаш.
Достигши достаточной техники по лепке и рисунку, А. сделал бюст попечителя Виленского учебного округа, Сергиевского, который впоследствии и хлопотал о принятии А. в Академию художеств, но безуспешно, так как А. не имел необходимого общеобразовательного ценза, a положение вольнослушателя было для евреев весьма стеснительно, порой же невозможно в силу законов о праве жительства.
Без средств и без знания французского языка А. уехал в Париж, где с 1891 года посещал бесплатную муниципальную Ecole des arts decoratifs, в которой, пробыв два года, получил за работу первый приз. Одновременно с школой он посещал также частное ателье Calarossi; для приобретения средств к жизни он выполнял технические работы y скульптора-мраморщика Hector''a Lemaire. В 1894 году А. должен был вернуться в Россию, чтобы отбывать воинскую повинность.
Освобожденный по жребию от военной службы, он за неимением средств не мог вернуться в Париж, и только в 1896 г., сопровождая больного брата своего в Бреславль и сделав там несколько портретов-бюстов (профессоров Микулича, Нейдера, Ланденбурга и др.), он приобрел средства для поездки в Париж. Здесь он вскоре впал в нужду, мешавшую ему правильно работать и усовершенствоваться; однажды А. упал от истощения в обморок, скатившись при этом с лестницы.
По счастливой случайности вечером того же дня (31 дек. 1896 г.) он получил первый крупный заказ в 2000 франков.
За первым материальным успехом последовали другие.
В 1897 году он был допущен в салон Champ de Mars с горельефом "Au dela", изображающим головку девушки, которой смерть дает последний поцелуй, a уже в следующем году был принят членом этого художественного общества.
Тогда началась публично-художественная деятельность А. Сначала появляются на выставках его более сложные вещи: "Berceau d''amour" (Геро и Леандр — трупы плывущих рядом молодых влюбленных, красивые позы которых мягко сливаются с контурами морских волн), "Гнездо" (фигурки детей, удобно расположившихся под углублением небольшой скалы), "Жажда" (фигура лежащего нагого человека, простирающего руки к воде). В 1900 году А. стал работать над бюстом Бетховена (законченным лишь через шесть лет). В том же году на международной выставке в Париже он получил вторую золотую медаль.
В 1901 г. А. выставил в Берлине в Secessions-Ausstellung целый ряд работ, среди которых находились и новые произведения: "Маленький мученик", напоминающий античную головку, и "Слепая" (женщина, идущая вдоль стены), показавшая умение А. лепить одетые фигуры.
В 1901 году А. посетил Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и вылепил его портрет.
В 1902 г. А. впервые выставил свои работы в Петербурге.
Среди 40 его произведений на весенней выставке были, кроме вышеупомянутых, новая мраморная группа "Горе" (изображающая мужчину и женщину, которые, обнявшись, рыдают), много этюдных головок и бюсты-портреты Толстого и поэта Шеншина-Фета. (Голова старухи была приобретена музеем Академии художеств).
Скульптура Н. Аронсона: И. С. Тургенев Скульптура Н. Аронсона: Старый коммунар.
Скульптура Н. Аронсона: Головка.
Скульптура Н. Аронсона: Старуха.
Возвращаясь за границу, А. в 1903 г. посетил Брюссель и Гаагу, где лепил бюсты бурских генералов Девета, Ботта и Деларея, и разные места Голландии, где изучал средне-рейнский тип с целью создать идеальный портрет Бетховена таким, каким можно его представить по его музыке.
В этом году А. сделал группы для фонтанов, из которых один поставлен в Годесберге, a другой в Берлине. (Один из этих фонтанов изображает "Истину" — нагую женщину, прислонившуюся спиной к скале, из-под ног которой по руслу течет живая вода; перед ней 3 мужские фигуры, двое смотрят на нее земными глазами, третий же — юноша — молитвенно припал к источнику, из которого пьет). В 1904 г. А. выступил одним из учредителей "Нового общества художников" в Петербурге, на выставке которого появились новые его вещи: "Подросток", "Спящая" ("der Traum"), горельеф "Св. Иоанн", голова ребенка из розового мрамора и "Эфеб" (бюст юноши) из белого мрамора (розовый мрамор придает большую цельность молодым и нежным лицам). В 1905 г. на международной выставке в Льеже А. получил первую золотую медаль.
В конце того же года в Бонне был поставлен памятник Бетховену его работы.
В начале 1906 г. А. выставил в салоне Каспара в Берлине 20 скульптур, среди которых несколько новых бюстов и головок (напр. девичий бюст "Обет" и др.), фонтан с нимфой, пьющими мужчинами и молодым римлянином, женская фигура для фонтана, голова-этюд для "Жажды" и др. В том же году А. участвует на выставке в Goupil-Gallery в Лондоне, где одна из его работ была приобретена английским музеем.
Ср.: Россия, 21 дек. 1899; Madame et Monsieur, 1900, № 87; Passe-Partout, 1901, № 18; "Новое время" (илл. прил.), 5 мая 1901; "Биржевые ведомости", 1902, № 45; "Hов. время", 2 марта 1902; "Восход", 1902, № 16; "Бирж. вед.", 1903, № 425; The weekly critical review, vol. II, № 49, 1903; "Бирж. вед.", 1904, № 69; Новости, 1904, № 60; Восход, 1904, № 7; Мир Искусства, 1904, стр. 228—229; Ost u. West., 1904, № 7; Hazefirah, 1904; Berliner Bors.-Courier, 1905, № 591 и № 593; Kolnische Ztg., 1905, Mittags-Ausg., № 1321; L''Intransigeant, 1905, № 9287; Frankfurter Ztg., 1906, (Abendbl.) № 84; Neue Preussische Ztg., 1906, № 144 (Morg. Ausg.); Sunday times, 1906, 10 june; Fraind, 1905; материалы, полученные редакцией от A. (см. иллюстрации).
ДГМ. {Евр. энц.} Аронсон, Наум Львович — скульптор; р. 1872 в м. Креславке, в состоятельной еврейской семье. Первоначальное образование получил в г. Вильне, где в течение весьма короткого времени учился в рисовальной школе. Восемнадцати лет уехал в Париж. Долго терпел нужду. Учился в Ecole des arts decoratifs (Школа декоративных искусств) и в Academie Colorossi (частная школа Колоросеи).
Участвовал на выставках парижских Салонов и в берлинском Сецессионе.
Из монументальных работ его известны: памятник Бетховену в Бонне (1906) и фонтан в Гадесберге.
Надо отметить еще его портреты Л, Н. Толстого, Фета, Тургенева, "Голову старухи" (Русск. муз.) и группу Геро и Леандр.
Работал, гл. обр., в мраморе и бронзе.
Не обладая яркой художественной индивидуальностью, А. все-таки достиг значительного мастерства.
Большинство работ его — в обычном духе скульптур парижских Салонов.
Ряд более поздних вещей сработан под сильным влиянием модного в начале нашего века импрессионизма.
Живет за границей.