Аполлос Байбоков
— Епископ сперва Орловский, а потом Архангелогородский, Член Императорской Российской Академии, родился 1745 года в Малороссии, обучался сперва в Московской Духовной Академии, потом в Московском Университете, а по окончании наук был в помянутой же Академии по 1775 год учителем Поэзии и Риторики, и при сих должностях 1774 года пострижен в монашество.
С 1775 года он определен в Семинарию Троицкой Сергиевой Лавры прямо Ректором и Богословии учителем, и в сем звании был 8 лет. В 1783 году произведен во Архимандрита Московского Заиконоспасского Монастыря, с званием Московской Академии Ректора и Богословии учителя.
В 1786 году, при окончании чреды его Священнослужения в С.-Петербурге, переведен в Воскресенский Монастырь, Новый Иерусалим именуемый; а в 1788 году Июня 5 хиротонисан во Епископа Орловского и Севского.
Оттуда в 1798 году Октября 26 переведен в Архангельск, и там в 1801 году Мая 14 скончался на 55 году от рождения; а погребен в Холмогорах, где обыкновенно погребаются Архангелогородские Архиереи.
Сочинения его: 1) Правила Пиитические Российского и Латинского стихотворения, изданные в 1-й раз 1774 г. в Москве, и с тех пор Н. Н. Бантыш-Каменский с поправками и прибавлениями сочинителевыми напечатал оных девять изданий.
Книга сия принята была классическою во всех Российских Духовных Семинариях, пока учили в них Поэзии; 2) Речь, говоренная им в публичном собрании Московской Академии пред некоторыми знаменитыми посетителями 1774 г,, и в Москве тогда же напечатанная в 4 долю листа; 3) Иеффай, Священная Трагедия, прозою, напечатана в Москве 1778 г. и вторично 1782 г.; 4) Афанат и Фнит, или неразрывный союз двух братьев, Аллегорическая повесть, изъясняющая сообщение души с телом; напечатана в Москве 1780 г.; 5) Лишенный зрения Ураний, Богословская Аллегорическая повесть, в которой, под лицом Урания, изъясняются все три состояния человека, рассматриваемые в Богословии; в первый раз напечатана она в Москве 1781 г., а потом 1784 г. там же, со многими поправками, прибавлениями и примечаниями; 6) Несколько Богословских, Философических и Исторических рассуждений, читанных в собраниях Сергиево-Лаврской Семинарии, с присовокуплением нескольких детских разговоров на Российском и Латинском языках, там же говоренных.
Все они совокупно напечатаны в одной книге 1781 г. в Москве; 7) Словарь Пиитико-Исторических примечаний, напечатан 1781 г. в Москве, и с тех пор присовокупляем был при изданиях Правил Пиитических сегож сочинителя; 8) Общий способ учения для всякого состояния свободных людей нужный, предложен в письме Князю Н.И. Трубецкому, напечатан 1781 г. в Москве; 9) Увеселительные загадки с нравоучительными отгадками, в стихах, напечатаны 1781 г. в Москве; 10) Вера, Надежда и Любовь, Трактат Богословский, в котором обстоятельно изъясняются сии добродетели во всех своих видах и отношениях.
Содержание сей книги большею частию заимствовано из Апологии Броуновой; но расположено другим порядком; напечатана 1782 г. в Москве; 11) Евгеонит, или созерцание в натуре видимых Божиих дел. Книга сия также составлена из выписок, почерпнутых из Фонтенеля, Эйлера, Крафта и других; расположена на 7 вечеров и дней, и после каждого размышления приложены разного рода нравоучительные стихотворения; а вся книга заключается изъяснением 104 Псалма; напечатана 1782 г. в Москве; 12) Кто есть истинный друг? иносказательное с нравоучением повествование; напечатана 1783 г. в Москве, все сии книги изданы в 8 долю листа; 13) Изъяснение на Послание Св. Апостола Павла к Ефесеем и к Галатом, публично преподаванное в Московской Академии 1784 г.; напечатано 1785 г. в Москве в 4 долю листа; 14) Изъяснение на первое Послание Св. Апостола к Коринфяном и к Солуняном, преподаванное публично в той же Академии 1784 г., напечатано в Москве 1786 г. в 4 долю листа; 15) Изъяснение двух Посланий Св. Апостола Павла к Филипписеем и Колоссаем, преподаванные в той же Академии 1785 г., напечатано тогда же в Москве в 4 долю листа; 16) Собрание нескольких Поучений, говоренных им на чреде в С.-Петербурге и изданных им же под названием Дар для Благодетелей и Друзей; напечатано в С.-Петербурге 1787 г. в 8 долю листа; 17) Грамматика, руководствующая к познанию Славено-Российского языка, напечатана в Киево-Печерской Лавре 1794 г. Славянскими буквами в 4 долю листа; 18) О начале Церковного молитвословия, Часов, Вечерни, и о чине Божественной Литургии.
Сия книга не издана, но подлинником находится в библиотеке Святейшего Синода, в С.-Петербурге.
Ему же приписывают еще следующие две книги: 19) Христианский Календарь, с выписками из Св. Писания на каждый день и с приложением размыслительных Стихотворений, также молитв, од и других сочинений стихами и проч., напечатано в Москве 1784 г. в 8 долю листа; 20) Натура и Благодать, или некоторые существенные различия между чувствованиями натурального человека и человека духовного, в рассуждении вечного спасения, с приложением таблиц о должностях и качествах человека; напечатана 1785 г. в Москве в 8 долю листа; 21) Из переводов его с Латинского напечатаны: 1) Речь, которую говорил оклеветанный Велисарий пред Иустинианом Государем своим, переведена из Прокопиевой Греческой Истории, напечатана в Москве 1778 г. в 4 долю листа и вторично 1781 г. в 8 долю листа; 2) Христианская Философия, или руководство к небесам, содержащее в себе лучшие из Св. Писания, Св. Отец и древних Философов нравоучения, сочинения Кардинала Боны, с прибавлением рассуждения, почерпнутого из мыслей Св. Иоанна Златоустого: для чего Бог попускает праведным в сей жизни претерпевать разные роды нещастий? напечатана в Москве 1774 г. и вторично 1782 г. в 8 долю листа; 3) Песни Духовные Геллерта, преложенные стихами по буквальному переводу, ему доставленному с Немецкого подлинника, напечатаны в Москве 1775 г. и вторично 1782 г., там же в 8 долю листа; 4) Статистика, или краткое руководство к познанию натурального, Церковного, политического, экономического и учебного состояния некоторых знатнейших Европейских Государств.
Сия книга переведена из Латинских Статистических лекций Университетских, преподаванных в 1773 г. Истории Профессором Рейхелем, у которого переводчик слушал оные; напечатана в Москве 1775 г. в 8 долю листа. Редкие из библиотеки своей рукописные и печатные книги завещал он отдать Графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. {Болховитинов}