Антропов Алексей Петрович
— живописец и иконописец, род. 14-го марта 1716, ум. 12-го июня 1795 г. в С.-Петербурге.
Сын солдата л.-гв. Семеновского полка, по профессии слесарного и инструментального мастера, он с 16-летнего возраста стал учиться у разных русских и иностранных живописных мастеров, как-то: Андрея Матвеева (Кобылина), М. А. Захарова (1734), И. Я. Вишнякова (1739), Л. Каравака, но подражал, главным образом, приглашенному сюда в 1747 г. гр. Ротари, который, в свою очередь, признавал его работы лучшими из произведений русских художников того времени.
Состоя в звании подмастерья, Антропов участвовал в 1750 г. в украшении домов: Аничковского и новостроившегося оперного; в 1752 г. был послан в Киев для исправления св. икон в куполе и прочих местах по вновь построенной церкви св. Андрея Первозванного, а в 1756 — в Москву для поновления, с порученной ему "командой", плафона в построенном гр. Растрелли Головинском дворце, равно как и других живописных работ, после чего был взят обратно в Петербург в команду Вишнякова.
Возведенный в 1759 г. Правительствующим Сенатом в ранг подпоручика — "за оказанное в живописном мастерстве и засвидетельствованное аттестатами искусство", Антропов, не находя себе других занятий, просил в 1760 г. Императрицу Елизавету Петровну об определении его в Св. Синод на остававшееся свободным после суперинтенданта Заруднева место надзирателя за живописцами и иконописцами.
Синод требовал от Антропова икон его работы, но, по ходатайству И. И. Шувалова, для которого он написал портреты: гр. Лобковича (с Ротари), архиепископа Сильвестра Кулябки и свой собственный, он был определен в 1761 г. на желаемое место. К этому же времени относится и написанный им для гр. M. И. Воронцова портрет умершего в 1762 г. грузинского царя Теймураза II Николаевича, гравированный )потом Е. Виноградовым и A. Грековым.
Хотя Антропов все время продолжал усердно работать, исполняя то иконы, то чертеж иконостаса, то портрет Императора Петра III в рост для Синода, то портреты Императрицы Екатерины II в Москве ко дню ее коронования, равно как и для Синода (1765 г.), то, наконец, портрет Петра І для Синода же (1769 г.), — он получал содержание крайне неаккуратно и ему все приходилось обращаться с просьбами об уплате следующих ему денег. После того следовали его работы — портреты: купца И. С. Чиркина (гравированный Г. Сребреницким в 1770 г.), Ф. А. Талызина, патриарха Филарета (для Москов.
Оруж. Палаты), Царицы Натальи Кирилловны, Цесаревны Анны Петровны и Цесаревича Павла Петровича в младенчестве (наход. в Имп. Эрмитаже), наконец, рисунок антиминса (1775 г.) и разные образа для Императрицы и церквей (1775—1788 г.). В 1789 г. он имел чин коллежского советника.
Из учеников Антропова особенно известен Д. Г. Левицкий, а также П. Дрожжин, написавший в 1776 г. его портрет на звание назначенного в академики (наход. в Имп. Академии Художеств).
Н. П. Собко "Словарь русс. художников", где указаны все, доныне найденные рукописные источники и печатные пособия для биографии Антропова.
П. С. {Половцов} Антропов, Алексей Петрович живописец Св. Синода, акад. И. А. X., р. 1716, † 1795 г. {Половцов} Антропов, Алексей Петрович (1716—1795) — русский художник, учитель Левицкого, Ф. Алексеева и Дрожжина.
Сын солдата.
С 1732 обучался у художников Матвеева, Захарова, Вишнякова, Каравакка и Ротари.
Участвовал в росписи плафонов Аничкова дворца (1750), Андреевского собора в Киеве (1752), Головинского дворца в Москве (1756); в 1761 был назначен в синод главным надзирателем за всеми живописными и иконописными работами.
Кисти А. принадлежит много портретов, хранящихся в государственных музеях и частных собраниях; лучшие из них: портрет гр. М. А. Румянцевой (1764) и, особенно, портрет А. М. Измайловой (1754), признанный одним из лучших произведений русской школы живописи того времени.
Портреты эти написаны в годы расцвета дарования художника.
К этому же периоду относятся синодские портреты Петра III и Екатерины II (1762, эскизы к ним — в Третьяковской галерее), портрет неизвестного в красном камзоле (1766, Третьяк. гал.) и Румянцевой (в бывшем Румянц. музее). А., наделенный чувством острой характеристики, не чуждый устремлениям чисто живописным, был несомненно первоклассным портретистом.
Не случайность, что именно он был учителем величайшего русского портретиста Левицкого.
Однако, постоянное безденежье, о котором свидетельствуют вечные прошения А. о прибавке жалованья и т. п., вынуждали его писать на заказ множество копий и подражать портретам модного Ротари, которого А. несомненно превосходил по силе характеристики.
В связи с этим, значительная часть работ А. отличается слабым рисунком и жесткой живописью, определившими пренебрежительное отношение к А. историков русского искусства до начала 20 в.; общепринятая оценка была пересмотрена лишь после приобретения Русским Музеем портрета Румянцевой и Третьяковской галереей — портрета Измайловой.
Лит.: Собко, Словарь рус. художн., т. I, вып. 1, СПб, 1893; Покровский, Н., Синодальный художник Алексей Антропов ("Христ. Чтение", 1887, 1); Петров, П. Н., Каталог истор. выст. портретов, СПб, 1870; Врангель, H. H., Катал, выст. рус. портр. живописи за 150 лет, СПб, 1902; Дягилев, С. П., Каталог выставки портретов в Таврическом Дворце, СПб, 1905; Бенуа, Александр, Русская школа живописи, СПб, 1904. И. Грабарь.