Антоновский Александр Петрович
— певец (бас); род. в 1864 г.; музыкальное образование получил в Московской консерватории.
В 1886 г. дебютировал на сцене Большого московского театра в роли мельника в "Русалке". Пел на частных сценах Киева, Харькова, Одессы и Москвы, а с 1900 г. поет в С.-Петерб.
Мариинском театре. {Брокгауз} Антоновский, Александр Петрович — певец (бас), род. в 1864 в Кишиневе; музыкальное образование получил в Московской консерватории, где учился пению у Гальвани.
В 1886 А. дебютировал на сцене Большого Московского театра в роли мельника в "Русалке", после чего прослужил на этой сцене 4 года. Затем А. пел на частных сценах Киева, Харькова, Одессы и Москвы, а с 1900 состоит на службе в СПб. Мариинском театре. (В.) {Риман} Антоновский, Александр Петрович [22.8 (3.9).1863 (по уточненным данным), Кишинев — 13.3.1939, там же] — арт. оперы (бас-профундо), камерный певец и педагог.
Род. в семье коллежского советника, учился в Кишинев. гимназии.
Там же пел в хоре, где обратили на себя внимание звучным красивым голосом.
В 1882—86 обучался пению в Моск. конс. (кл. Дж. Гальвани, сцен. мастерство изучал под рук. И. Самарина, затем И. Булдина), В студенческие годы принимал участие во многих концертах (11 марта 1886 исп. арию Зарастро п/у С. Танеева, 30 марта — произв.
А. Рубинштейна, Ф. Шопена и А. Понкьелли на лит.-вокальном вечере в т-ре Ф. Корша). В 1886—90 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Мельника — "Русалка" А. Даргомыжского), затем пел в Киеве в Рус. оперном товариществе под упр. И. Прянишникова, в составе к-рого гастролировал в Москве (1892). В марте 1891 выступил в партиях Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки) и Мельника на сцене петерб.
Мариинского т-ра, где в 1900—1902 был солистом.
В 1892—1900 попеременно выступал в различных частных т-рах — в Одессе (до 1894 и в 1899), Харькове (с 1894, антр. А. Церетели; с этой труппой гастролировал в Киеве, Одессе и Петербурге), в 1902—1910 — петерб. "Новой опере". Обладал мощным гибким голосом "бархатного" тембра и обширного диапазона (от до большой до фа-диез 1-й октавы), владел безупречной интонацией.
Отличался актер. темпераментом.
Репертуар А. включал ок. 50 партий.
С одинаковым успехом выступал в драм. и комич. партиях, создав галерею разнохарактерных образов. 1-й исп. партий: Пана воеводы ("Пан воевода"), Боярина ("В грозу"), Оливье ("Мария Бургундская"); в Москве — Гудала ("Тамара"), Головы ("Майская ночь"); в Москве, Киеве, Харькове — Кончака ("Князь Игорь"); в Харькове — Мефистофеля ("Мефистофель"); в Харькове и в Мариинском т-ре — Варяжского гостя ("Садко"); в Мариинском т-ре — Малюты Скуратова ("Царская невеста"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя"), Руслан, Фарлаф, Еремка, Олоферн, Гремин;
Сен-Бри, Бертрам ("Роберт-Дьявол"; один из лучших исп. на рус. сцене). С большим успехом выступал на сцене Мариинского т-ра в вагнеровском репертуаре — Вотан ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид"), Фарнер ("Зигфрид"), Хундинг.
Др. партии: Пимен, Владимир Галицкий, Старик-странник;
Бартоло ("Свадьба Фигаро"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Каспар, Куно, Рамфис, Генрих-Птицелов, Битерольф.
Партнеры: О. Баронат, П. Борисов, С. Гладкая, И. Ершов, А. Мазини, И. Прянишников, Т. Руффо, М. Славина, Н. Фриде, Е. Цветкова, М. Черкасская.
Пел п/у У. Авранека, Ф. Блуменфельда, Э. Направника, В. Сука, П. Чайковского, Н. Эммануэля.
Гастролировал по России как камерный певец, знакомя слушателей с произв. рус. и зарубеж. композиторов.
Среди лучших в камерном репертуаре — романсы М. Глинки "Ночной смотр", А. Даргомыжского "Элегия", А. Рубинштейна "Баллада", "Узник" и особенно П. Чайковского — "Подвиг", "Средь шумного бала", "Благословляю вас, леса", "Ни слова, о друг мой", "Серенада Дон Жуана", к-рые он пел в Киеве (1891) и Одессе (1893) п/у автора.
Талант певца высоко ценили П. Чайковский, А. Островский, А. Чехов. Оставив оперную сцену в 43 года, А. возвратился в Кишинев. где давал бесплатные уроки пения. С 1921 директор Кишинев. конс., одновременно вел кл. пения. Ученики: Л. Боксан, Н. Дидученко, П. Кэлдэрару, В. Семин, Е. Уреке, Т. Чебан. Лит.: Божеpянов И. H., Kapпов Н. И. Иллюстративная история русского театра XIX века. Т. 1—2. — СПб., 1903—1904. С. 35—36; Старк Э. (Зигфрид).
Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 124— 127; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 16; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 36; Музыкальное наследство. — М., 1970. Т. 3. С. 339, 340, 346; Чайковский Г. Знаменитые певцы Молдавии. — Кишинев. 1975; Котляров Б. Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины и России. — Кишинев. 1982. С. 147—148; Арабаджиу Р. Незавершенная мелодия: Страницы творчества А. П. Антоновского. — Кишинев. 1983; Скиталец С. Воспоминания. — ЦГАЛИ, ф. 484, оп. 3, ед. хр. 9, л. 15.