Антонович Максим Алексеевич

— критик и геолог.

Род. 27 апр. 1835 г. в г. Белополье Харьковской губ., учился в Харьк. семинарии, потом в Петерб. духовной академии.

В 1859 г. стал помещать критические статьи в "Современнике", сделался видным сотрудником этого журнала, но потом разошелся с Некрасовым и не участвовал в приобретенных последним "Отечественных записках". Как геолог-любитель, А. внес ценный вклад в геологию России.

Ему удалось открыть в 1871 г. по берегам Западной Двины тот вторичный слой девонского отложения, который до него был неизвестен. {Брокгауз} Антонович, Максим Алексеевич (1835—1918) — литературный критик и автор работ по естествознанию.

В 60-х гг. выдвинулся как полемист, ведя в "Современнике" борьбу с журналами Достоевского "Время" и "Эпоха". По смерти Добролюбова в 1861 А. был поручен критический отдел "Современника", где он поместил обличение Тургенева: "Асмодей нашего времени", доказывая, что в образе Базарова дана карикатура на передовых представителей молодого поколения.

Это выступление вызвало полемику А. с Писаревым, взявшим под защиту героя "Отцов и детей". Лишенный критического чутья, неспособный к широким социальным обобщениям, А. не оставил заметного следа в истории русской критики.

В 1869, разойдясь по мотивам личного свойства с Некрасовым, А. выпустил (в сотрудничестве с Ю. Г. Жуковским) резкий памфлет против него, вызвавший в свое время протест литературных кругов и на время даже закрывший А. доступ в журналистику.

В 1878 А. снова выступил в журн. "Слово", а в 1881 поместил ряд критич. статей в "Новом Обозрении" (м. пр. и разбор "Братьев Карамазовых"). С начала 80-х гг. А. посвящает себя почти исключительно естествознанию (геологии), а также усиленно работает как переводчик.

Представляют интерес литературные воспоминания А., печатавшиеся в "Русской Мысли", 1898; в "Былом", 1906—07; в "Минувших Годах", 1908. Лит.: Венгеров, С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. I, 666—682; Иванов, И., История русской критики, кн. II, ч. IV; Михайловский, Н. К., Соч., IV, "Отклики" т. I; "Последн. сочин.", т. II. Л. Г. Антонович, Максим Алексеевич [1835—1918] — литературный критик "Современника" [1859—1866]. Приобрел известность своей острой полемикой с журн. Достоевского: "Время" и "Эпоха", с журн. Писарева: "Русское слово" и др. Обратила на себя внимание его статья "Асмодей нашего времени" (критика образа Базарова).

После ссоры с Некрасовым А. вынужден был на время совершенно оставить литературную деятельность и отдался естественно-научным занятиям (геологии).

Как критик А. — типичный представитель мелкобуржуазной радикальной интеллигенции.

Библиография: Венгеров, Словарь;

Иванов, История русск. критики;

Скабичевский, История новейшей русской литературы, 1909; Михайловский, сочин., т. IV; Кирпотин, ст. в журн. "Под знаменем марксизма", 1928. {Лит. энц.} Антонович, Максим Алексеевич [27.04(09.05).1835—18(30).04.1918] — философ и обществ. деятель.

Род. в семье дьячка в г. Белополье Харьковской губ. Окончил Харьк. дух. училище и семинарию.

Учился в Петерб.

Дух. академии, но, сблизившись с революц.-демокр. кругами, отказался от дух. карьеры.

С 1859 начал сотрудничать в ж. "Современник". После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского в 1862 становится вед. критиком в "Современнике". После закрытия "Современника" в 1866 интенсивность лит.-обществ. деятельности А. значительно снижается.

До конца жизни его осн. занятия лежали в обл. филос. и естествознания.

В 1896 выходит его большой науч. труд "Чарльз Дарвин и его теория". С 1902 по 1915 в разл. ж.: "Былое", "Журнал для всех", "Минувшие года" и др., публикуются воспоминания А. о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове.

Умер в Петрограде.

А. подчеркивал неразрывную связь материалист. филос. с естествознанием, понимая материализм как "необходимый результат всей совокупности выводов, добытых частными отраслями естествознания". В обл. теории познания стоял на позициях сенсуализма.

В 60-х гг. одним из первых в России выступил против позитивизма и кантианства.

Ощущение, согласно А., связывает человека с внеш. миром и является исходным моментом познания.

На основе ощущений образуются понятия и вся психич. жизнь человека.

В обл. эстетики критиковал теорию "чистого искусства", пропагандируя идеи Чернышевского как высшее достижение рус. эстетич. мысли. А. подчеркивал обществ. роль искусства и выделял как его специфическую черту — эстетич. наслаждение, к-рое оно доставляет людям. В соц.-полит. плане отстаивал позиции революц. демократизма.

Соч.: Избр. статьи.

Философия.

Критика.

Полемика.

Л., 1938; Избр. философские соч. М., 1945; Шестидесятники.

М., 1984.