Анненская Анна Рудольфовна
(Анненская — сцен. псевд.; урожд. Бок; по мужу Эзер) [1839, Познань — 20.12.1908 (1.1.1909), Москва] — арт. оперы (ко-лор. сопрано).
Род. в семье органиста и муз. теоретика, первые муз. знания получила от отца. С десяти лет выступала в концертах, покоряя публику игрой на ф-п. Пению обучалась во Флоренции у П. Романи.
В 1860—64 солистка петерб.
Ма-риинского т-ра, затем (до 1883) — моск. Большого т-ра; в 1873 пела в моск. Итал. опере. Обладала звучным гибким голосом резковатого (особенно в верхнем регистре) тембра, хорошей вокальной школой, безукоризненной интонацией, однако ее исп. не хватало актер. выразительности. 1-я исп. партий: Настасьи ("Воевода"), Кабановой ("Гроза"); на сцене Большого т-ра — Степаниды ("Вражья сила"), Анны ("Африканка"), Рахили ("Жидовка"), Молодого пастуха ("Тангейзер"), Марцелины ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Цигаретты ("Индра"); на рус. сцене — Маргариты Валуа ("Гугеноты"), Ганики ("Карпатская роза"); в России — Анны ("Африканка", 18 дек. 1871, Москва, Итал. опера), Виклинды ("Ломбардцы"; 13 сент. 1873, Москва, Итал. опера), Донны Изабеллы ("Каталонская месть"; 23 окт. 1877, Москва, Итал. опера). Др. партии: Антонида, Эсмеральда, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Рогнеда ("Громобой"); Донна Эльвира, Гедвига, Анна ("Африканка"), Гертруда ("Ромео и Джульетта"). Партнеры: В. Бианки, А. Додонов, Б. Корсов, А. Крутикова, П. Радонежский.
Пела п/у И. Альтани, И. Шрамека.
Лит.: О. Дл-й. Бенефис г-жи Анненской // Антракт. 1866. № 38. 2 окт.; Анна Рудольфовна Анненская. (Некролог) // РМГ. 1909. № 1. Стлб. 11; Вальц К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре. — Л., 1928. С. 60; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 138—139; Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1813—1845. Т. 1. — М., 1966. С. 365; 1845—1857. Т. 2. — М., 1973. С. 354.