Анненков Михаил Николаевич
— генерал от инфантерии, член. Воен. Сов., сын генерал-адъютанта H. H. Анненкова.
Род. в 1835 г. По окончании Пажеского Его Императорского Величества корпуса в 1853 г., произведен в офицеры в лейб-гвардии Коннопионерный дивизион.
В 1857 г. поступил в Импер. Воен. академию и окончил ее первым.
В 1859 г. состоял ст. адъютантом гвардейского генерального штаба. В 1863 г. принимал участие в усмирении польск. мятежа, а затем состоял в разных комиссиях и комитетах по преобразованию Привислянск. края. По возвращении оттуда, уже в чине полковника и в звании флигель-адъютанта, А. обратил на себя внимание статьями в "Воен. Сборнике", а также проектом о применении железн. дорог к воен. делу, вскоре после чего (1869 г.) был произведен в генерал-майоры и назначен заведывающ. передвиж. войск по всем нашим железным дорогам.
В этой именно области ему и пришлось особенно много поработать.
В 1870 г., с началом франко-прусск. войны, А. был командирован в прусскую армию, результатом чего была книга "Война 1870 г. Заметки и впечатления русск. офицера". Затем в 1875 г. А. в особой записке выяснил отриц. стороны эксплуатации наших железн. дорог, чем вызвал, ввиду ожидавшейся войны России с Турцией, учреждение известной комиссии гр. Эд. Тр. Баранова для исследования желейб-дор. дела в России.
А. состоял членом-управляющим делами этой комиссии, которая и выработала общий устав русск. железн. дорог. Во время Ахал-Текинск. экспед.
А-ву, состоявшему начальником воен. сообщений Закасп. обл., поручено было построить жел. дорогу между Михайловск. заливом и Кизиль-Арватом.
Никто, кроме А., не брался за ее постройку, — все в один голос говорили, что построить дорогу по безводной пустыне невозможно.
Дорога эта постройкой своей всецело обязана энергии и редкому знанию желейб-дор. дела А. и, как известно, много способствовала нашему успеху.
А. не дождался окончания постройки дороги: он был ранен во время одной рекогносцировки и был принужден возвратиться в СПб. По окончании Ахал-Текинск. экспед. на А-ва была возложена постройка стратегическ. жел. дорог в Полесье, переданных затем министерству путей сообщения, а в 1885 г. он был снова командирован на постройку Закаспийской жел. дор., которая и была открыта летом 1888 г. Большие администр. способности А. послужили основанием к тому, что в 1892 г. ему было поручено заведывание всеми обществ. работами, предпринятыми для оказания помощи населению в местностях, постигнутых голодом.
Наряду с кипучей администр. деятельностью А. находил время и для воен. и науч.-литературн. занятий.
В свое время обратили на себя внимание, кроме вышеотмеченного, еще и следующие его труды: "Отношения англо-индийских владений к северо-западным соседям", "Международный тюремный конгресс и английские тюрьмы" и др. В последние годы жизни А. отдался различным коммерческ. предприятиям, которые навлекли на него большие неприятности.
А. скончался 9 янв. 1899 г., накануне решенного уже увольнения в отставку. {Воен. энц.} Анненков, Михаил Николаевич (1835—1899) — генерал, участник франко-прусской войны 1870 и экспедиции Скобелева против туркмен; строил ж. д. от Каспийского м. из м-ка Кизил-Арвата; в 1883 продолжил Закаспийскую ж. д. до Самарканда; за злоупотребления при постройке уволен в административном порядке от службы.