Анненков Юрий Павлович
Ю. Анненков.
Портрет Э. Склянского (масло). Музей Красной Армии. Москва. (р. 1889) — художник.
Учился в училище барона Штиглица, у Я. Ф. Циоглинского, затем в Париже у Валлотона, в 1912 работал художником на биологич. станции в Раскове (Бретань).
Большой и гибкий талант, он не выработал, однако, собственного художественного языка, но, пройдя целый ряд увлечений — от Репина через старое и новое искусство Запада (Валлотон и Хадлер) к "Миру Искусства", а затем к футуризму и кубизму, не примкнул ни к одному из течений до конца и остался эклектиком.
Его первые большие работы маслом ("Желтый траур", "Рай" и др.), театральные постановки ("Нос", "Лулу", "Первый винокур" и др.) и декоративная роспись ("Балаганчик") лежали в плане характерных для группы "Мира Искусства" мистических, гротескных и лубочных стилизаций.
В позднейших портретах (М. Кузьмина, М. Шервинского и др.) он ближе всего к М. Шагалу.
Столь же многообразен он в сюжетике и технике мастерства (портрет, композиция маслом, театральные декорации, книжная графика и обложки, научные иллюстрации).
С начала 20-х гг., однако, все больше вырисовывается его художественная физиономия со стороны сюжета, как портретиста, со стороны техники — как графика и рисовальщика.
Здесь он, стремясь к наивысшей характеристике и динамике, использует приемы футуризма и кубизма (сдвиг линии, просвечивающие плоскости, смещение планов, обратная перспектива, опускание одних частей предмета при умножении других и т. п.). Но в основе его портреты и рисунки остаются импрессионистическими, "левизна" же есть ловкий и острый прием, придающий пикантность "салонному" искусству.
От "Мира Искусства" у него остались любовь к анекдотическому и "литературный" подход к изображаемому (его сравнивали с Гогартом и Федотовым), что перегружает некоторые его портреты массой подробностей.
Он широко пользуется приемами тщательной вырисовки деталей на фоне схематизма целого и сочетания многих планов.
Социально А. является выразителем художественного мировоззрения столичной (гл. обр., ленинградской) культурной верхушки интеллигенции (он создал в своих портретах галерею всех почти выдающихся писателей и художников своей эпохи) и отражает все ее идеологические шатания — от мистических исканий предреволюционной эпохи до последующего принятия некоторой ее частью революции (не даром лучшим его произведением является цикл иллюстраций к "Двенадцати" Блока). Этим определяется его эклектизм и отсутствие органической жизни формы в его произведениях.
В революционной эпохе он видел преимущественно гротескную и анекдотическую сторону.
Индивидуалист и эстет, он в портретах вождей революции (изд. "Культурное шефство") оказался значительно слабее, нежели в портретах представителей старой интеллигенции.
Удался ему лишь масленый портрет Л. Д. Троцкого, где в героической композиции дана попытка передать романтику революции, и портрет Э. Склянского.
Но с формальной стороны — это наиболее эклектическое из его произведений.
В настоящее время А. живет в Париже.
Лит.: Анненков, Ю., Портреты (текст Е. Замятина, М. Кузьмина, М. Бабенчикова), изд. "Алконост", 1922; Бабенчиков, М., Анненков — график и рисовальщик ("Печать и Революция", кн. IV, 1925). А. Федоров-Давыдов.
Анненков, Юрий Павлович Род. 1889, в Петропавловске-Камчатском, ум. в 1974, в Париже.
Известный график и живописец, талантливый портретист, создавший целую галерею портретов писателей, художников, политических деятелей, художник театра и кино. Живописью занялся еще в гимназические годы, сперва в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, а в 1908 вместе с М. Шагалом — в школе художника С. М. Зейденберга.
В том же 1908 г. А. поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В 1909 занимался в частной мастерской Я. Ф. Ционглинского, профессора Академии художеств, и в 1911 по совету своего педагога отправился в Париж брать уроки рисунка и живописи.
Там в 1913 в Салоне Независимых художников А. впервые выставил свои картины.
Вернувшись в Россию, попробовал себя в роли иллюстратора (журналы "Театр и искусство", "Сатирикон") и театрального художника.
После Октябрьской революции остался в стране, работал (в 1918 отвечал за оформление столицы к первой годовщине революции, писал В. И. Ленина, в 1924 г. участвовал в конкурсе на создание портрета Ленина для изделий Гознака и выиграл его, был книжным графиком — иллюстрации к поэме "Двенадцать" Блока изд. 1918). С 1920 г. профессор Академии художеств.
Однако засилье идеологии и запрет на всякую свободу творчества привели к тому, что в 1924 г., выехав в Италию на открытие Международной выставки в Венеции, А. не возвратился в Россию.
Он поселился в Париже, работал как художник кино и театра.
Автор воспоминаний.