Анисимов Сергей Федорович

(р. 20.06.1922) — спец. в обл. этики и соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Казани.

Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ (1949). С 1958 — преп., ст. н.с, доц., проф. филос. ф-та МГУ. Зав. кафедрой этики (1970—1980), работал проф. кафедры ист. материализма того же ф-та (1980—1986). В наст. вр. — проф. кафедры этики филос. ф-та МГУ. Заслуженный проф. МГУ. Действ. чл. Междунар.

Академии наук высшей школы. Применяя комплексный подход к решению филос. проблем на стыках наук, А. в 50-х гг. иссл. общую природу объективных закономерностей и логич. особенности отражающих их законов науки, взаимоотношение категорий закона, причинности, необходимости и случайности.

Стремился показать богатство филос. идей, сопряженных с новой отраслью науки и техники.

В 60-х гг. опубликовал ряд работ о свободомыслии франц. и нем. просветителей XVIII в., а также об им-манентах начала XX в. С 70-х гг. гл. обл. науч. интересов — дух. жизнь людей: филос. религии, этика, а также филос. теория ценностей (аксиология) как общая основа наук о человеч. духовности.

В наст. вр. осн. направление иссл. — проблемы нормативной и аксиол. этики. В своих работах развивает концепцию, согласно к-рой мораль — не только "форма отражения" действительности в сознании, но фундам. свойство всей человеч. жизнедеятельности, иммунная система, предохраняющая от энтропийного распада духовности личности и об-ва. На эту роль не могу претендовать ни полит. сознание, ни правосознание, ни наука, ни эсте-тич. и религ. сознание и никакой др. элемент духовности.

Эта уникальная роль морального сознания является плодом всей соц. и — еще далее — космич. эволюции.

Этим же можно объяснить "тайну" необычайной повелительности нравств. чувства, самоочевидной императивности моральных требований.

В наст. вр. человечество, особенно Россия, переживает кризис нравств. духовности.

В сочетании с глоб. характером нек-рых др. кризисных ситуаций — экон., военно-полит., экол., демографических и т.д. — повсеместный упадок нравственности, ослабление ее защитной функции ставят человечество на пороге XXI в. перед дилеммой: возрождение и обновление моральной духовности — или конец человеч. цивилизации на Земле. В посл. годы А. исследует проблемы теории ценности; подвергает критике односторонние субъективистские и объективистские теории ценности, утверждая, что феномен ценности можно правильно понять и определить только в границах той полной реальности, каковой является вся человеч. жизнедеятельность в единстве ее объективных и субъективных компонентов.

С этой целью он вводит фундам., по его мнению, понятия: значение, значимость, значимое (ценностное) отношение, шкала ("иерархия") значений и др., раскрывает взаимосвязь ценностей и оценок с др. элементами человеч. деятельности: потребностями, нормами, знанием.

Соч.: Нравственный прогресс и религия.

М., 1965; Ценности реальные и мнимые.

М., 1970; НТР и социально-этические проблемы. [В соавт.]. М., 1977; Формирование духовного мира человека и НТР. [В соавт.]. М., 1977; Мораль как сторона человеческой деятельности // Структура морали и личность.

М., 1977; Личность в ситуации морального конфликта // Личность: этические проблемы.

М., 1979; Мораль и поведение.

М., 1979 (2-е изд. —1985); Методика преподавания этики в высшей школе. [В соавт.]. М., 1980; Единство морального сознания и поведения в нравств. культуре личности // Нравственная культура: Сущность.

Содержание.

Специфика.

Вильнюс, 1981; Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности.

М., 1981; Духовные ценности.

М., 1988; Взаимосвязь материального и духовного в нравственном общении людей // Нравственность и общение.

Каунас, 1989; Роль этического просвещения в нравственном обновлении общества // Обновление морали и перспектива общества.

М., 1990; Право на жизнь: мораль — его единственная защита // Этика прав человека.

Материалы международной конф. М., 1994; Единство теоретико-познавательного, социологического и ценностного способов рассмотрения морали // Моральные ценности и личность.

М., 1994; Теория ценностей в отечественной философии XX века. Очерки истории // В. МГУ. Сер."Философия". 1994. № 4; Value theory in twentieth century Russian Philosophy. The Jornal of Value of Inguiry. 1996. № 30; Введение в аксиологию.

Уч. пос. для изучающих философию.

М., 2001. Анисимов, Сергей Федорович Профессор кафедры этики философского факультета (1970). Родился 20 июня 1922 г. в с. Кобзево Кайбицкого района Татарской АССР. Окончил философский факультет МГУ с отличием в 1949 г. Кандидат философских наук (1954), доктор философских наук (1967). Член специализированного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по этике и философии религии, член Философского общества России, член Международной этической ассоциации.

Являлся заведующим кафедрой этики философского факультета (1968—1980 гг.). Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями: "За отвагу", "За оборону Сталинграда" и др. Удостоен почетного звания "Заслуженный профессор МГУ" (1996).Область научных интересов: этика, аксиология, философия религии.

Приоритетные работы в этике и аксиологии; по программам и методикам, составленным при его участии, этика преподается во всех вузах страны.

Преподавал в МОПИ им. Н. К. Крупской, Высшей школе профдвижения, МГУ следующие философские дисциплины: логику, историю философии, социальную философию, философию религии и этику. Подготовил 38 докторов и кандидатов наук. Опубликовал свыше 140 работ, в т. ч. 15 книг.