Андреев Павел Захарович
[25.2(9.3).1874, с. Осьмино Гдовского у. Петерб. губ., ныне Лужского р-на Ленингр. обл. — 15.9.1950, Ленинград] — арт. оперы (бас-баритон), камерный певец, педагог, муз.-общ. деятель.
Нар. арт. СССР (1939). Муж Л. Андреевой-Дельмас.
Род. в семье печатника.
С 17 лет обучался пению у актрисы Е. Чистяковой, позднее на муз.-драм. курсах Е. Рапгофа.
Ушел из дома в ответ на неприятие отцом его занятий пением.
С 19 лет пел в хоре моск. летней оперы (антр. М. Лентовского).
С осени 1893 выступал на эстраде с сольными номерами и в дуэтах.
В 1893 — 94 обучался в Моск. синодальном уч-ще, затем, после службы в армии, в 1898 поступил в Петерб. конс. (кл. В. Самуся, позже С. Габеля).
В этот период зарабатывал на жизнь пением в хоре и частными уроками пения. С 1900 был знаком с Н. Римским-Корсаковым, А. Лядовым, А. Глазуновым, к-рые оказали большое влияние на его формирование как артиста.
После окончания конс. в 1903 успешно дебютировал в партии Демона ("Демон" А. Рубинштейна) на сцене петерб.
Нар. дома, затем — в партии Грязного подготовив ее всего за 8 дней (исп. в целом было весьма высоко оценено Н. Римским-Корсаковым).
В 1904 — 05 выступал в "Лирической опере" (т-р Неметти), здесь под рук. С. Мамонтова подготовил партии Дон Жуана ("Дон Жуан"), Форда ("Виндзорские кумушки"), Отца ("Гензель и Гретель"); в 1905 — 06 — в петерб. "Новой опере" (антр. А. Церетели), пел с итал. певцами в операх "Травиата", "Паяцы", "Заза". В 1907 вновь выступил на сцене петерб.
Нар. дома. В апр. того же года по приглашению Э. Направника дебютировал в "Демоне" на сцене петерб.
Мариинского т-ра, однако в труппу не был принят.
В течение двух лет работал в Киев. опере, где и сформировался как крупный певец и актер, создав там ок. 30 партий.
В 1909 — 48 солист петерб.
Мариинского т-ра (Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова).
Летом 1912 выступал в петерб. закрытом т-ре Луна-Парка, где исп. роль Петрония ("Камо грядеши?"). Летом 1913 и 1914 по приглашению С. Дягилева принимал участие в "Рус. сезонах" в Париже и Лондоне, где выступал вместе с М. Бриан, Е. Петренко, В. Дамаевым, И. Ершовым, Ф. Шаляпиным.
В Париже пел в концертах в пользу рус. эмигрантов.
Гастролировал также в Варшаве и Гельсингфорсе.
Обладал сильным голосом красивого тембра и широкого диапазона, прекрасной вокальной школой.
Пластическое мастерство А. позволило балетмейстеру М. Фокину, ставившему на сцене Мариинского т-ра балет на музыку А. Глазунова "Стенька Разин", пригласить певца на главную роль (1916 — 18). Репертуар певца включал 64 партии (героич., комедийные, характерные, а в первые годы сцен. деят-сти и лирико-драм.) в 35 операх рус. и 29 — зарубеж. композиторов. 1-й исп. партий: Тамурафа ("Метель"), Стахеева ("Черный яр"), Китайского императора ("Соловей"); в Мариинском т-ре — Шакловитого ("Хованщина"), Алеко ("Алеко" С. Рахманинова), Гонца ("Сказка о царе Салтане"), Ганса Закса ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Голландца ("Летучий голландец"); на рус. сцене и в Киеве — Барнабы ("Джоконда"), Петра I ("Царь и плотник"); в Лондоне — Пимена ("Борис Годунов"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова; 24 июня 1913, т-р "Друри-Лейн", труппа С. Дягилева), Юрия Токмакова ("Псковитянка", 3-я ред.; 8 июля 1913, т-р "Друри-Лейн", труппа С. Дягилева); в СССР — Графа ("Дальний звон"). Лучшие партии: Грязной, Мизгирь ("Снегурочка"), Борис Годунов.
Др. партии: Руслан, Князь Игорь, Олоферн, Иван Грозный ("Псковитянка"), Онегин, Томский, Эгист ("Орестея"), Людвиг;
Вильгельм Телль (одна из последних партий певца), Валентин и Мефистофель ("Фауст"), Эскамилио, Тонио, Жермон, Вольфрам, Курвенал, Гунтер.
Пел п/у Ф. Блуменфельда, В. Дранишникова, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малько.
А. был также выдающимся камерным певцом.
Камерный репертуар включал романсы рус. и зарубеж. композиторов, сольные партии в "Страстях по Матфею" И. С. Баха и кантате "Весна" С. Рахманинова.
Часто гастролировал с концертами: в 1906 — в Тамбове, Пензе, Оренбурге, Ташкенте, Самарканде, Ашхабаде, в 1907 — в Вятке, Н. Тагиле, Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Самаре, летом 1908 — в Севастополе, Симферополе, Феодосии, Евпатории и Ялте; выступал также в Москве, Риге, Одессе, Смоленске, Ростове-н/Д. После революции принимал активное участие в концертах для красноармейцев, пел на фабриках и заводах, в годы Великой Отечественной войны выступал перед защитниками осажденного Ленинграда.
В 1919—28 и 1934—50 — преподавал в Ленингр. конс. (с 1926 проф.). Ученики: Н. Васильев, Д. Мчедлидзе, Е. Флакс, В. Чарушников.
Вел активную общ. работу, в частности был членом худож. совета Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова.
Записывался на грампластинки в Петербурге (св. 70 произв.; "Граммофон", 1900, 1901, 1905— 07; "В. И. Ребиков", 1904), РАОГ (1911); архив. записи. — в ГЦММК, ЦГАЗ СССР, личной коллекции Ю. Перепелкина.
Награжден орденом Ленина (1939). Лит.: Цветаев С. Павел Захарович Андреев: К 30-летию его сценической деятельности.— Л., 1934; Каратыгин В. Г. Избранные статьи. / Сост. и автор примеч.
О. Л. Данскер. — М.; Л., 1965. С. 315; Лебедев Д. Павел Захарович Андреев: Очерк жизни и творческой деятельности. — Л., 1971; Листова Т. Талант истинно русский // Театр. жизнь. 1974. № 5. С. 25, Пеpепелкин Ю. Павел Андреев, певец и актер // Веч. Ленинград, 1976. 16 сент.; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 36. Андреев, Павел Захарович Род. 1874, ум. 1950. Певец (бас-баритон), народный артист СССР (1939). Работал в Ленинградском театре оперы и балета (1909—48), профессор Ленинградской консерватории (с 1926).