Анатолий Мартыновский
(до пострижения Августин Васильевич) — архиепископ могилевский, сын униатского священника местечка Мясновки, Подольской губ., род. в 1793 г., когда отец его перешел уже в православие, ум. 8-го августа 1872 г. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище, куда отдан был 8 лет; в 1801 г. переведен в Каменецкую духовную семинарию, где прошел обычные курсы риторики, философии и богословия, прочно усвоил латинский, греческий и немецкий языки. Своими способностями и трудолюбием он обратил на себя внимание тогдашнего архиепископа подольского Иоанникия, который приблизил его к себе и в конце 1812 г. назначил учителем рисования, а в 1813 г., по окончании Мартыновским курса, — учителем класса инфимы, уговаривая его при этом принять монашество.
Но Мартыновский, под влиянием советов своих родителей, в 1817 г. женился и поступил священником в м. Граново, Гайсинского уезда. Чрез год он овдовел и, оставив приход, поселился в Каменец-подольском монастыре.
В 1821 г, Мартыновский был назначен преподавателем каменецкого духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. В мае 1822 г. Мартыновский принял монашество с именем Анатолия, "решившись, — как говорит он в своей автобиографии, — искреннейше, насколько есть силы, посвятить себя Христу, предать себя Его воле, и с благоговейным целованием и любовью своего духа принять на себя иго Его благое". С целью получить высшее богословское образование, Анатолий оставил училищную службу и поступил в 1823 г. на старший курс Киевской духовной академии, откуда чрез два года выпущен, как лучший студент, бакалавром по Священному Писанию и польскому языку. 4-го мая 1829 г. Анатолий возведен в сан архимандрита, назначен ректором Курской семинарии и настоятелем Николаевского монастыря, а 14-го апреля 1832 г. переведен ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря.
Здесь произошло его столкновение с известным Никодимом Казанцевым, описанное последним в его воспоминаниях о митрополите московском Филарете ("Чтения в общ. ист. и др. рос." 1877 г., апрель — июнь). Хотя это обстоятельство и окончилось, по-видимому, благополучно для Анатолия, тем не менее имело большое влияние на всю его последующую служебную карьеру, так как о нем в высших духовных сферах сложилось убеждение, что он человек неспокойный, неуживчивый. 29-го июня 1840 г. Анатолий был назначен епископом екатеринбургским, викарием пермской епархии, чрез год — 10-го июня — переведен викарием на Волынь, а 22-го ноября 1844 г. назначен самостоятельным епископом могилевским.
Возведенный в 1853 г. в сан архиепископа, Анатолий, в июле 1860 г., уволен по прошению на покой в Гербовецкий монастырь, кишиневской епархии, где и скончался.
Анатолий отличался большою любознательностью, всестороннею начитанностью и образованием.
Вместе с тем, он был художником, наголову занимавшимся живописью.
Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви и Гербовецком монастыре, к сожалению, уничтоженный после его смерти невежественными монахами-молдаванами.
Из обширной переписки Анатолия видно, что он прекрасно понимал задачи епископского служения вообще и в частности те ближайшие цели и запросы, которые предстояли ему в западнорусских епархиях.
В его деятельности много черт, достойных подражания со стороны его преемников.
Он всю жизнь трудился на литературном и общественном поприщах.
Выйдя, вследствие разных неблагоприятно сложившихся для него обстоятельств, на покой, Анатолий переносил большие неудобства и скучал бездействием.
Памятниками его литературной деятельности служат: 1) "Слова и беседы на праздничные воскресные дни и по разным случаям", 5 частей, 1853—66 г.; 2) "Вера, надежда и любовь", изложенные в беседах и размышлениях с присовокуплением духовных стихотворений, 2 части и два изд. 1848 и 1867 г.; 3) "Об отношении римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду", под псевдонимом: "Записки Авдея Востокова", 2 ч. 1-е изд. 1857 г., 2-е изд. 1864 г.; за это сочинение автор удостоен был в 1860 г. степени доктора богословия; 4) "Досуги архиепископа Анатолия", с портретом автора, 1868 г.; 5) "Об иконописании", 1-е изд. 1845 г., 2 е — 1867 г. Кроме того, весьма много статей Анатолия по разным вопросам помещено было в некоторых повременных изданиях, напр., "Страннике", "Вестнике Юго-Западной России" и др. М. Едлинский, "Анатолий Мартыновский, архиепископ могилевский и его литературные труды", Киев, 1889 г. — "Кишин. Еп. Вед.", 1872 г., № 18. — Записки Никодима Казанцева в "Чт. в общ. ист. и др. рос.", 1877 г., кн. 2. — "Подол. Еп. Вед." 1878 г., № 21. — "Киевская Старина" 1882 г., май и 1884 г., июнь. — "Труды Киевск. дух. акад." 1883 г., ноябрь. {Половцов} Анатолий Мартыновский (в миру Августин Васильевич, 1793—1872) — духовный писатель, магистр Киевской духовной академии; был архиепископом могилевским.
В Могилеве А. устроил училище для девиц духовного звания, способствовал основанию церковных школ, вел собеседования с раскольниками.
Известно его "Послание к почетнейшим мнимым старообрядцам Спасовой Гомельской слободы", напеч. в "Христ. Чтении" 1855 г. Против римско-католиков А. написал сочин. "Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду" (СПб., 1857), под псевдонимом Авдия Востокова.
Ему принадлежат еще: "Слова и беседы на праздничные, воскресные дни и по разным случаям" (5 ч., СПб., 1853—1866), "Вера, надежда и любовь" (5 изд., 1867), "Покаянные воздыхания" (2 изд., Кишинев, 1861) и др. См. М. Едлинский, "А. Мартыновский, архиепископ могилевский, и его литературные труды" (Киев, 1889). {Брокгауз} Анатолий Мартыновский (Августин Васильевич) — архиепископ Могилевский и Мстиславский.
Родился в 1793 году в местечке Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье священника.
Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище.
В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую духовную семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования.
В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы (низший класс семинарии).
С 15 декабря 1817 года — священник в М. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря.
В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Священного Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра.
С 18 мая 1829 года — ректор Курской духовной семинарии, а 7 июня возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Курского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской духовной семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониево-Сийского монастыря.
С 22 ноября 1844 года — епископ Могилевский и Мстиславский. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа.
В 1860 году удостоен степени доктора богословия. 17 июля 1860 года уволен на покой в Гербовецкий Успенский монастырь Кишиневской епархии.
Скончался 8 августа 1872 года. Архиепископ Анатолий был образованным человеком своего времени, отличался большой любознательностью и всесторонней начитанностью, увлекался живописью и был неплохим художником.
Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви в Гербовецком монастыре, который, к сожалению, был уничтожен после его смерти невежественными монахами-молдаванами.
Преосвященный Анатолий хорошо понимал роль епископа и ясно видел те ближайшие задачи, которые стояли перед ним в епархии.
В его деятельности много черт, достойных подражания.
Основная цель его — благолепие храмов Божиих.
Он строил новые и украшал существовавшие храмы. Богослужения совершал с глубокой сосредоточенностью и благоговением.
Его усилиями в монастырях и приходах Могилевской епархии были восстановлены забытые традиции крестных ходов. Преосвященный Анатолий заботился о религиозном воспитании своей паствы, вел непрестанную борьбу с раскольниками и католиками.
Он уделял много внимания улучшению быта подведомственного духовенства, а от последнего требовал неленостного проповедования слова Божия. Внимательно, с любовью следил преосвященный Анатолий за умственным и нравственным состоянием воспитанников семинарии и духовных училищ.
Много сил и средств положил он, создавая приют для девиц-сирот духовного звания.
Простотой своей жизни, благосердием, участливым отношением к людям преосвященный Анатолий заслужил глубокое уважение окружавших его лиц. Нестяжательность его простиралась до готовности отдать все свое достояние.
Всю, свою жизнь архиепископ Анатолий занимался литературным трудом и общественной деятельностью.
Пребывание на покое переносил тяжело ввиду того, что был ограничен в деятельности, в то время как он привык к постоянному труду. Труды: Слова и беседы на праздничные, воскресные дни и по разным случаям: в 5 ч. — СПб., 1853—1866. Слово в неделю Закхея мытаря. // Странник.— 1862, январь, с. 46—51. Вера, Надежда и Любовь.
Два томика размышлений, бесед и духовных стихотворений: в 2 ч. — СПб., 1848 и 1867. Досуги архиепископа Анатолия. — СПб., 1868. Покаянные воздыхания. — Кишинев, 1861. Об иконописании. — СПб., 1845,1867. Об отношении римской церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду (под псевдонимом: Авдий Востоков). — 1-е изд. — СПб., 1857; 2-е изд. — 1864. О воспитании юношества // Странник. — 1862, февраль, с. 1—35. Литература: Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилянский и его литературные труды // Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1887. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1398, 1405. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 297. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 49—50. Никанор (Бровкович), архиепископ.
Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913, т. 1, с. 231. Записки Никодима Казанцева // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1877. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 827—828. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 298. Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. — 1898, кн. 1, с. 300—310. Богословский вестник. — 1904, июнь, с. 301. Странник. — СПб., 1872, сентябрь, с. 208—211. Исторический вестник. — 1882, июнь, с. 698—699. — 1889, октябрь, с. 201—202. — 1900, май, с. 755. Русская старина. — 1876, июль, с. 712. Русский архив. — 1874, кн. 2, с. 1095. — 1900, кн. 1, № 1, с. 121—122. Киевская старина. — 1882, май. — 1884, июнь. Труды Киевской духовной академии. — 1883, ноябрь. — 1885, июнь, с. 237—254. — 1886, апрель, с. 497, 599. — 1887, сентябрь, с. 98—121. — 1889, июнь, с. 223—246; июль, с. 379—421. Кишиневские епархиальные ведомости. — 1872, № 16 и 18. Подольские епархиальные ведомости. — 1878, №21. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 676—678. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 154, 155; т. 2, с. 1582. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1, доп., с. 108; т. 2, с. 518. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 106—107. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 55, 69, 79. Анатолий Мартыновский (в униатстве Августин) — архиеп. могилев., живопис. и писат.; р. 1790, † 1872 г. {Половцов}