Амосов Иван Афанасьевич

— инженер-генерал, член Адмиралтейств-совета, один из замечательных судостроителей последней эпохи парусного балтийского флота и начала парового судостроения, род. 12-го ноября 1800 г. в Архангельске, ум. 1-го июня 1878 г. Воспитание получил в училище корабельной архитектуры, преобразованном потом в корпус корабельных инженеров.

Выпущенный на службу из училища в 1817 г. с званием тиммермана, Амосов был несколько раз командирован заграницу, для лучшего изучения иностранного судостроения.

Первая посылка состоялась в 1827 г. в Англию; вторая в 1829 г. — в Северо-Американские Соединенные Штаты и третья в 1846 г. — также в Англию, для ознакомления с постройкою английских судов, снабженных архимедовым винтом.

Результат командировок сказался в отличной постройке разного ранга судов в период с 1832 по 1853 г., не только парусных, но и паровых.

Амосовым было построено: кораблей 3, фрегатов 8, пароходофрегатов 3 и мелких судов до 14. В числе паровых, был спущенный в 1848 г. первый с винтовым двигателем, в 300 сил, фрегат "Архимед". Лучшим свидетельством успешной судостроительной деятельности Амосова были корабли "Фершампенуаз", "Выборг" и фрегат "Аврора", прослужившие без тимбировки более 20 лет. За свои успешные судостроительные работы Амосов неоднократно награждался ценными подарками, и все чины, до генерал-лейтенанта включительно, постоянно получал "за отличие". В 1860 г. он был назначен инспектором кораблестроительных работ кронштадтского порта, и эту трудную и ответственную должность занимал в течение 16 лет, принимая самое деятельное участие в постройке наших первых броненосных судов и вообще в преобразовании нашего флота из парусного в паровой.

В 1872 г. Амосов пожалован в инженер-генералы, а затем назначен членом Адмиралтейств-совета.

Архив Морского Министерства, формулярный список. — Список русских военных судов с 1668 по 1860 гг. С. Огородников. {Половцов} Амосов, Иван Афанасьевич — выдающийся корабельный инженер эпохи деревянного смешанного судостроения и начала парового броненосного флота. По окончании училища Корабельной архитектуры в 1817 г. А. был произведен в XII класс со званием тиммермана.

В 1826 г, переименован в подпоручики корпуса корабельных инженеров и летом следующего года отправлен в Англию для усовершенствования в кораблестроении, а через год, по возвращении, в 1830 г., снова командирован за границу, в С.-Ам. С. Штаты, для изучения парового судостроения.

За время с 1832 г. по 1860 г. им были построены: 74-пушечные корабли: "Фершампенауз", "Константин" и "Выборг", фрегаты: 56-пуш. "Аврора", 54-пуш. "Прозерпина", 24-пуш. "Верность", "Успех", "Надежда", 12-пуш. "Отважность" и 20-пуш. бриг "Парис"; пароходы-фрегаты: в 400 сил "Грозящий" и "Гремящий", в 300 сил "Отважный". В 1846 г. А. был командирован за границу для осмотра лучших винтовых судов и, по возвращении, на Охтенской верфи построил первый винтовой фрегат в 300 сил "Архимед". В Архиве исторической части морского генерального штаба в "Собрании чертежей судов Русского флота эпохи деревянного судостроения 1668—1860 г." имеются чертежи всех построенных им судов (п-пки № 5 и № 7). За отличную постройку судов и долговременную службу их без тимберовки А. был неоднократно награждаем орденами, денежными наградами и Высочайшими подарками.

В 1860 году А. был назначен инспектором кораблестроительных работ Кронштадтского порта и в этой должности оставался до 1873 года, когда назначен членом Адм. Совета.

Скончался в чине инженер-генерала, после 60 лет пребывания в офицерских чинах в 1878 г. (Истор. Обз. развития и деят. Мор. Мин. за 100 лет его сущ. 1802—1902 гг.; Список рус. воен. судов с 1668 по 1860 г., с доп. сост. Исторической частью Мор. генерального штаба; Общий Морской Список, т. VI). {Воен. энц.} Амосов, Иван Афанасьевич (12 ноября 1800— 1 июня 1878) — рус. корабельный инженер.

Инженер-генерал.

Самостоятельно строить корабли начал с 1832. За период 1832—60 А. было построено большое количество различных кораблей, в т. ч.: 74-пушечные корабли "Фершампенуаз", "Константин" и "Выборг"; фрегаты — 56-пушечный "Аврора", 54-пушечный "Прозерпина", 24-пушечные "Верность", "Успех", "Надежда", 12-пушечный "Отважность" и 20-пушечный бриг "Парис"; пароходы-фрегаты — "Грозящий", "Гремящий" и "Отважный". В 1846—48 в Петербурге на Охтенской адмиралтейской верфи А. построил первый в России винтовой фрегат "Архимед" с паровой машиной мощностью в 300 л. с. и двухлопастным гребным винтом.

Занимая в 1860—73 пост инспектора кораблестроительных работ Кронштадтского порта, А. сыграл большую роль в поднятии боеспособности Балтийского флота, добился заметного улучшения кораблей в части их прочности, вооружения и мореходных качеств.

Многие из построенных А. кораблей являлись наиболее совершенными образцами кораблестроительной техники того времени.

Лит.: Огородников С. Ф., Исторический обзор развития и деятельности морского министерства за сто лет его существования (1802—1902 гг.), СПб, 1902; Веселаго Ф., Список русских военных судов с 1668 по 1860 годы, СПб, 1872.