Амфитеатров Александр Валентинович
— даровитый писатель.
Род. в 1862 г.; сын протоиерея моск. Архангельского собора.
Окончил курс Моск. университета по юридическому факультету.
Уже студентом принимал деятельное участие в "Будильнике" и других юмористических изданиях.
Готовясь к оперной карьере, по окончании Унив. уехал в Италию; оттуда писал корреспонденции в "Русск. Вед.". В конце 80-х гг. много работал в тифлисск. "Нов. Обозрении". В начале 90-х гг. А. стал деятельным сотрудником "Нов. Времени" и приобрел известность сначала "московскими", затем воскресными фельетонами (под псевдонимом "Old Gentleman"). В 1894—96 гг. много путешествовал по славянским землям и корреспонденциями из Болгарии способствовал русско-болгарскому "примирению". В 1899 г., оставив "Новое Время", основал вместе с Дорошевичем и другими газету "Россия", имевшую огромный успех. В начале 1902 г. "Россия" за один из фельетонов А. была закрыта, а А. выслан в Минусинск.
Через год он был переведен в Вологду, затем получил разрешение поселиться под Петербургом.
В 1903 г. создал успех только что возникшей газете "Русь", но вскоре, за статью о "Коноваловской истории" в Горном институте, ему была воспрещена литературная деятельность, а сам он опять был выслан в Вологду.
Журналист плодовитый и отзывчивый, блестящий и колоритный стилист, А. в публицистической деятельности своей пережил два фазиса.
В период сотрудничества в "Новом Времени", он, по собственному определению, принадлежал к "умеренно-охранительной группе". В 1897 г. поездка в Польшу "сильно поколебала его доверие к охранительству и национализму"; началось охлаждение между А. и "Нов. Временем", кончившееся во время мартовских студенческих беспорядков 1899 г. разрывом.
Период этот стоил А. "мучительного нравственного перелома". С тех пор его "дорога определилась": он собирается "идти по ней, покуда жив". А. написал длинный ряд интересных повестей, рассказов и драм, в которых легкость манеры преобладает над художественною выдержанностью.
Из драм его с большим успехом шла "Отравленная совесть". Отдельным изданием вышли: "Людмила Верховская" (1888), "Случайные рассказы" (1890), "Разбойник Федька" (1892), "Психопаты" (1893), "Сон и явь" (1893), "Сказка и были" (1893), роман в защиту женской эмансипации — "Виктория Павловна" (1903), "В моих скитаниях" (1903), "Литературный альбом" (1904), "Мария Лусьева" (1904), "Житейская накипь" (1904), "Сибирские рассказы" (1904) и др. рассказы, запрещенные русскою цензурою, появлялись в заграничных изданиях.
Ср. Венгеров, "Крит.-биогр. Словарь" (т. VI). С. В. {Брокгауз} Амфитеатров, Александр Валентинович (псевд. Old Gentlman; Fa — Mi; A. Амфи; Сюрприз) [14(26).12.1862, Калуга (в нек-рых источ. Москва) — 26.2.1938, Леванто (Италия)] — арт. оперы (баритон), писатель, драматург, критик и публицист.
Муж А. Амфитеатровой-Левицкой.
Образование получил в Моск. ун-те на юридич. ф-те (окончил в 1885). Одновременно обучался пению и был муз. рецензентом.
В 1885 — 87 выступал как оперный певец в провинциальных т-рах (в т. ч. в Тифлисе).
Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Амонасро.
Среди др. партий — Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Эскамилио.
В числе партнеров — П. Лодий, М. Лубковская, И. Супруненко.
Пел п/у И. Прибика.
В 1888—90 муз. рецензет тифлис. газ. "Новое обозрение". В 1899 совм. с В. Дорошевичем основал газету "Россия". В 1905 эмигрировал в Париж. В 1915 принимал участие в постановке "Князя Игоря" в Милан. т-ре "Ла Скала". Вернувшись в Россию, с 1916 работал редактором газеты "Рус. воля". В нач. 1920-х гг. вновь эмигрировал за границу.
Соч.: Московская опера. "Риголетто" Верди // Суфлер. 1883. № 13; "Корделия", опера Н. Ф. Соловьева // Россия. 1900. № 293; роман "Сумерки божков" (1908—09); "Борис Годунов" в Милане / А. В. Амфитеатров.
Заметы сердца. — М., 1909; Победа "Бориса Годунова" // Речь. 1909. № 12; Дон Кихот. І. В Брюсселе / о гастролях Шаляпина /. II. О Шаляпине / А. В. Амфитеатров.
Маски Мельпомены. — М., 1910; Записная книжка: Титто Руффо. А. Г. Меньшикова.
Иза Кремер.
О пении / о болг. певце Михайлове-Стояне/ Масканьи / Там же; Яша Рубинштейн / сын А. Г. Рубинштейна // Одесские новости. 1910. № 8236; Русская Валькирия /выступление в Италии рус. певицы Елены Раковской/ // День. 1913. № 4. Лит.: А. В. Амфитеатров как актер // Рампа и жизнь. 1910. № 29. С. 483. Амфитеатров, Александр Валентинович (род. 1862) — писатель; известен преимущественно как талантливый фельетонист, работавший в изданиях самых различных направлений — "Русских Ведомостях", "Новом Времени", "России", "Петербургских Ведомостях", "Русском Слове", "Руси", основанной им "Русской Воле" (1916—17) и ряде крупных провинциальных газет (Тифлис, Киев, Одесса и др.). В газете "Россия" А. поместил в 1902 свой нашумевший фельетон "Господа Обмановы", представлявший собой весьма прозрачную и смелую сатиру на последних Романовых, за что А. поплатился высылкой в Минусинск, а затем в Вологду.
Выехав в 1905 за границу, А. издавал в Париже в течение ряда лет революционный журнал "Красное Знамя". Из беллетристических произведений А., написанных с уклоном в бульварный жанр, пользовались успехом широкие картины быта, идей и нравов конца 19 в. — "Восьмидесятники" и "Девятидесятники", а также повести, посвященные "женскому вопросу" и проблеме проституции — "Марья Лусьева" и "Виктория Павловна"; сюда же относится сборник статей А. "Женское нестроение". А. известен также как драматург ("Отравленная совесть", "Волны", "Полоцкое разорение", "Оруженосцы" и др.). В качестве историка А. много работал над изучением эпохи и личности Нерона, посвятив этой теме обширное исследование "Зверь из бездны". Работал А. и в области литературной критики, посвящая свои фельетоны модным явлениям литературного дня. А. переведены также на рус. яз. произведения Гольдони.
После Октябрьской Революции А. — эмигрант.
Сочинения А. изданы "Просвещением" (СПб, 1911—1916) в 37 тт. Любопытная автобиография А. помещена в Крит.-биогр. словаре С. Венгерова, т. VI, стр. 331—34. Л. Гроссман.
Амфитеатров, Александр Валентинович [1862—1923] — фельетонист и беллетрист.
Газетная вырезка, обрывок случайно услышанной беседы, скандал в московских аристократических кругах вдохновляют его, служа материалом для фельетонов, подчас весьма острых.
Один из таковых, "Господа Обмановы", т. е. Романовы, вызвал ссылку А. в Минусинск [1902]. Фельетонный характер окрашивает все творчество А. Он пишет стихи, драмы, критические статьи и романы — об артисте Далматове и о протопопе Аввакуме, о Нероне ("Зверь из бездны"), о быте и нравах конца XIX в. (романы "Восьмидесятники" я "Девятидесятники"), о женском вопросе и проституции ("Виктория Павловна" и "Марья Лусьева") — всегда многословные и почти всегда поверхностные.
А. привлекает общественная хроника с широким захватом эпохи. У него же находим произведения из эпохи крепостного права ("Княжна"), из жизни театра ("Сумерки божков"), на оккультные темы (роман "Жарцвет"). "Бегом через жизнь" — так характеризует творчество А. один из критиков.
Большинство книг А. — свод старых и новых фельетонов.
Бульварные приемы А. способствовали широкой популярности его, особенно в мелкобуржуазных слоях. Портретность фигур придает его сочинениям интерес любопытных общественно-исторических документов.
Столь же пестра жизнь А. и эклектична его идеология. "Бурсак без бурсы", впитавший с молоком матери влияние церковной среды, великолепно знающий и чувствующий мир Пролога и Миней, аромат старинного яз. (отразившийся напр. в его пародии на "Слово о полку Игореве"), кандидат юридических наук и оперный артист (три года работы в Италии и России), политический эмигрант (в 1905 выехал в Париж, где издавал в течение ряда лет революционный журн. "Красное знамя"), редактор протопоповской националистической "Русской воли", — он кончает белой эмиграцией после Октября.
Такой конец был предопределен, ибо А. — типичный представитель той части буржуазии, к-рая революционна в словесных упражнениях, причем упражнения эти не отличались излишней принципиальностью.
А. печатался как в либеральных с народническим уклоном "Русских ведомостях" и "Русском слове", так и в "С.-Петербургских ведомостях" и в "Новом времени", упомянутой "Русской воле" и т. п. изданиях.
Стиль фельетониста заставляет А. пользоваться в своих беллетристических произведениях несколько необычным в его время лит-ым приемом: он вставляет в текст обширнейшие цитаты, приводит полностью какую-нибудь афишу или целые главы из старинных оккультных книг — прием, который широко применяется в наше время. Библиография: Львов-Рогачевский В. Л., Писатель без выдумки, "Современный мир", кн. 9, 1911, или в его сб. "Снова накануне", М., 1913. В. К. {Лит. энц.} Амфитеатров, Александр Валентинович (1862—1938) — Рус. прозаик, более известный произв. др. жанров.
Род. в Калуге, окончил юридический ф-т Моск. ун-та, профессионально занимался пением (два года выступал на оперных сценах Тифлиса и Казани); долго жил за границей.
Рано начал лит. деятельность; за острые памфлеты был выслан в Минусинск (Красноярского края). Тв-во А. и его политич. пристрастия претерпели ряд изменений; писатель не принял Окт. революцию и умер в эмиграции в Италии.
Единственным произв.
А., имеющим отношение к НФ, остался мистико-фантаст. роман "Жар-цвет" (1885; 1910), возникший в результате стремления откликнуться на модные общественные веяния (в данном случае — на спиритизм); в отличие от Л.Н.Толстого, высмеявшего суеверия в пьесе "Плоды просвещения", А. всерьез относится к убеждению своего героя — "не может быть, чтобы от человека ничего не оставалось", однако в конце концов рационализм берет верх, и все сверхъестественные явления объясняются помутнением сознания героя. В. Р. Амфитеатров, Александр Валентинович Род. 1862, ум. 1938. Прозаик, публицист, фельетонист, лит.и театральный критик, поэт-сатирик и драматург (псевд. Old Gentleman и др.). Выпускник юридич. факультета Московского ун-та. В разные годы сотрудник "Осколков", "Будильника", русской газеты в Милане, "Нового времени" и др. С 1921 в эмиграции.