Алябьев Александр Александрович
— род. в Москве, 30-го августа 1802 г., ум. там же в 1852 г. и похоронен в Симоновом монастыре.
После хорошей домашней подготовки, Алябьев воспитывался в Московском университетском пансионе, а затем поступил в военную службу.
Какие-то неприятности заставили его в двадцатых годах выйти в отставку, а в тридцатых — провести некоторое время в ссылке в Тобольске.
Таковы скудные биографические сведения об Алябьеве, композиторская деятельность которого в истории русской музыки имеет несомненное значение, несмотря на дилетантский характер.
Хотя эта деятельность более известна, чем жизнь Алябьева, тем не менее, отдельные эпизоды ее рассказываются биографами неодинаково.
Большинство из них (Перепелицын в своей "Истории музыки в России", Рубец в "Биографическом лексиконе русских композиторов", Энциклопедические словари Березина и Брокгауза-Ефрона) повторяют, перефразируя, биографию Алябьева, написанную A. H. Серовым в "Энцикл.
Слов., состав. рус. учен. и литер.", тогда как имеются сведения, сообщаемые в "Летописи, русского театра" П. Арапова, которому, как современнику Алябьева, можно больше доверять.
Вслед за Серовым большинство ошибочно повторяет, что, "увлекшись громадным успехом оперы А. Н. Верстовского "Аскольдова могила", Алябьев написал большую четырехактную оперу "Лунная ночь", которая упала с первого представления и, по возобновлении, также не имела успеха". В этих словах, если признать достоверность свидетельства Арапова, нет ни йоты правды. "Аскольдова могила" была дана в первый раз в Москве, 15-го сентября 1835 г., а в Петербурге — 27-го августа 1841 года. Между тем, для двухактной комической оперы Алябьева "Лунная ночь или домовые" Арапов с П. А. Мухановым написали либретто и она была поставлена с большим успехом 19-го июня 1822 года, в бенефис Сандуновой.
По словам Арапова, это был первый дебют Алябьева на музыкальном поприще. "Музыка этой оперы, — говорит летописец нашего театра, — замечательна, в особенности увертюра и дуэт: "Так поцелуй в любви залог!", который пел Самойлов с Ивановой, также романс, ария и хоры. Капельмейстер Кавос отдавал справедливость мастерской оркестровке молодого композитора". В 1824 г., в бенефис танцовщицы Истоминой (8-го января) был поставлен переделанный Араповым французский водевиль: "Путешествующая танцовщица актриса, или три сестры невесты", для которого Алябьев написал увертюру и музыку.
В следующем году, он, вместе с Шольцом и Верстовским, написал музыку к трехактной опере-водевилю Писарева: "Забавы Калифа, или шутки на одне сутки". Насколько достоверно утверждение Серова, что Алябьев написал также музыку к оперетке Загоскина "Деревенский философ", что он начал, но не окончил оперу "Аммалат-Бек", что, наконец, сочинял музыку к другим водевилям в сотрудничестве с Верстовским, А. Маурером и графом М. Ю. Виельгорским, — неизвестно.
Известно только, что Алябьев много писал романсов и был автором нескольких сочинений духовной и полковой музыки.
Романсы составили славу Алябьева и перешли в потомство.
Из романсов особенную популярность приобрел "Соловей", неоднократно исполнявшийся Виардо-Гарсиа и Патти в сцене вокального урока в опере "Севильский Цирюльник" и в концертах; эффектное переложение этого романса для фортепиано сделано Листом.
В свое время были очень любимы романсы: "Вечерний звон" и "Вечерком румяну зорю". Собрание романсов Алябьева, в числе 70-ти, появилось в Москве, в 1859 г., с портретом автора, в издании Грессера.
Остальные произведения Алябьева не были напечатаны.
П. Арапов, "Летопись русского театра", стр. 320, 352 и 372. — В. Морков, "Исторический очерк русской оперы", стр. 66, 73 и 90. — Энциклопедический Словарь, сост. русс. учен. и литер., т. III (статья А. Н. Серова). — А. И. Рубец, "Биогр. лексикон русс. композ. и музык. деятелей". С.-Петербург 1886 г., стр. 3. — П. Д. Перепелицын, "История музыки в России", стр. 160—161. — Н. М. Лисовский, "Музыкальный календарь-альманах на 1890 г.", стр. 36 ("Словарь композиторов"). — Энциклопедический Словарь Брокгауза-Ефрона, т. II, стр. 597. С. Тр. {Половцов} Алябьев, Александр Александрович — известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих очень любимых в свое время песен и романсов; род. в 1802 г. в семействе родовых дворян.
Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою как любитель, по природному влечению к искусству.
В двадцатых годах А. познакомился с известным композитором А. Н. Верстовским, в сотрудничестве с которым написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное сражение". Пьеса и музыка имели успех. После этого первого успеха на сцене А. сотрудничал во многих других водевилях Верстовского, А. Маурера и графа М. Ю. Виельгорского.
Поселившись в Москве, он продолжал ревностно заниматься любимым искусством.
А. сочинил также музыку к оперетте Загоскина "Деревенский философ". Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского побудил А. написать большую четырехактную оперу "Лунная ночь", которую постигла, однако, полная неудача.
Он также написал, но не окончил оперу "Аммалат-Бек" на сюжет повести Марлинского.
За одно несчастное происшествие А. был сослан на время в Тобольск, где не покидал музыкальных занятий и написал много сочинений духовной и полковой музыки.
Умер в 1852 г. Наибольшею известностью А. обязан двум-трем из своих многочисленных романсов, написанных в мелодическом стиле. Хотя мелодии А. имеют достоинство непринужденности и часто отзываются чем-то близким к русской народной музыке, но с более строгой критической точки зрения вся композиторская деятельность А. немногим поднимается выше уровня дилетантизма.
Для своей эпохи романсы А. были довольно значительны при совершенной тогда еще невозделанности поля русского композиторства; в настоящее же время эти мелодии, иногда довольно счастливые, уже отжили свой век. Из романсов А. всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в опере "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Фр. Листом.
Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В собрании романсов, изданных у Грессера в Москве в 1859 г. (с портретом автора), помещено 70 вокальных пьес, в том числе все романсы А., доставившие ему известность.
Но, вероятно, многие из его мелких произведений не вошли в это собрание, так же как никогда не были напечатаны его труды в области драматической, военной и церковной музыки. {Брокгауз} Алябьев, Александр Александрович — композитор.
Род. в Москве 30 августа 1802, ум. там же в 1852 [по надписи на его могиле (Москва, кладбище Симонова монастыря), род. 4 августа 1787, ум. 22 февраля 1851.]. Служил в военной службе; благодаря своей запальчивости попал под суд, был разжалован и сослан в Тобольск, затем прощен, после чего остаток жизни провел в Москве, где похоронен в Симоновом монастыре.
А. писал (отчасти в сотрудничестве с Верстовским, М. Виельгорским и Маурером) музыку к водевилям Хмельницкого и других авторов, как, напр., "Деревенский философ", "Путешественница-танцовщица-актриса, или 3 сестры невесты" (1824), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки" (1825, вместе с Шольцем и Верстовским), "Новая шалость" и др. Все они в свое время имели большой успех, точно также как и опера А. "Лунная ночь или домовые", впервые поставленная в 1822 на Петровском театре в Москве и выдержавшая множество представлений.
Кроме того, А. написал еще оперу "Кавказский пленник". Сочинения эти теперь совершенно забыты, чего нельзя сказать о романсах А. Их около ста; в свое время они были в высшей степени популярны; многие из них охотно поются еще и теперь, особенно в провинции.
Поверхностность музыкального образования и общий современный, невысокий уровень музыкальных вкусов, над которым, при всей своей талантливости, А. подымался очень мало, наложили на музыку А. печать дилетантизма.
К достоинствам лучших его романсов относится наивная искренность выражения и элементарная ясность мелодии; изложены они в высшей степени просто.
Европейскую известность приобрел романс А. "Соловей", который, между прочим, вставлялся певицами Виардо, Патти и Зембрих в сцену урока пения в "Севильском Цирюльнике", а также появился в транскрипциях Листа, Глинки и др. Романсы и песни А. недавно вновь изданы в 4 томах (111 №№) П. Юргенсоном. (Э.) {Риман} Алябьев, Александр Александрович композитор; р. 1802, † 1852 г. {Половцов} Алябьев, Александр Александрович (1802—1852) — композитор эпохи "дилетантского романса" в России.
Еще в молодости написал оперу "Лунная ночь или домовые" (1822), выдержавшую много представлений; другая опера А. — "Кавказский пленник". Помимо опер, А. писал музыку к водевилям ("Деревенский философ", "Забавы калифа" и др.), но главное значение его — в области романса, каковых им было написано ок. 100: они искренни, мелодичны, просты по изложению, пользовались большой популярностью и являются звеном в развитии русского романса доглинкинской эпохи. Один из романсов А. — "Соловей" приобрел европ. известность: его пели знаменитые певицы Виардо, Патти и другие.
Ф. Лист сочинил на этот романс виртуозное фортепианное переложение (транскрипцию).
Алябьев, Александр Александрович (род. 15.VIII.1787 в Тобольске, ум. 6.III.1851 в Москве) — рус. композитор.
Получил домашнее муз. образование, впоследствии (после Отечественной войны 1812) занимался в Петербурге у И. Миллера.
Служил в армии, участвовал в Отечественной войне. В 1823 вышел в отставку и, переехав спустя некоторое время в Москву, посвятил себя музыке.
В 1825 был арестован по ложному обвинению и в конце 1827 выслан в Сибирь.
В 1832 получил разрешение выехать для лечения на Кавказ.
В 1833 переехал в Оренбург, в конце 30-х гг. вернулся в Москву, где провел последние годы жизни. А. — один из основоположников национального лирического романса и камерно-инструментальной музыки.
Мелодическая основа его произв. связана с рус. народным творчеством.
Соч.: оперы, в т. ч. комич. опера "Лунная ночь, или Домовые" (1823), "Аммалат-Бек" (1847); балет "Волшебный барабан, или Следствие “Волшебной флейты”" (1827); музыка к 20 водевилям;
Симфония (1850), Увертюра и др. произв. для симф. и дух. орк.; Тема с вариациями для скр. и орк.; фп. квинтет, 3 квартета, 2 фп. трио, Квартет для 4 фп. и др.; св. 150 песен, в т. ч. "Соловей", "Вечерний звон", "Зимняя дорога", "Иртыш", "Нищая", "Черкесская песня", вок. анс., хоры без сопр.; сб. укр. песен и др.