Алексей митрополит Киевский и всея Руси
— митрополит "Киевский и всея Руси" (род. между 1293—98, ум. 1378), но фактически живший в Москве и управлявший лишь великорусскою церковью; происходил из бояр, в мире Симеон-Елевферий Бяконт, с 1340 исполнял должность митрополичьего наместника, в 1354 получил от константинопольского патриарха, которому тогда подчинялась русская церковь, митрополичью кафедру.
Русская церковь 14 в. представляла из себя крупнейшую феодальную силу. Зависимая когда-то (в киевский период) от князей или от городских веч, она с завоеванием Руси татарами получает при поддержке последних целый ряд выгод и становится почти совершенно самостоятельной.
Не только свобода вероисповедания, но и освобождение от всякой дани, закрепление за церковью всех ее недвижимых имений и, наконец, полная автономия суда и управления ("иммунитет") были предоставлены церкви "неверными" ханами.
Делалось это, конечно, не даром. Церковь обязывалась публично молиться за хана, торжественно признавать т. о. законность его власти и этим побуждать к повиновению ей народные массы. Сделавшись сильнейшим феодалом и находя себе поддержку в верховном сюзерене русских князей — хане, церковь вступает в борьбу со своим ближайшим сюзереном Владимирско-Тверским вел. князем, весьма неблагосклонно смотревшим, в свою очередь, на усиление своего вассала.
Но с Владимирско-Тверскими князьями боролась и другая тогдашняя феодальная сила — Московские князья, тогда еще не настолько сильные, чтобы возбуждать к себе какие-либо подозрения со стороны церкви или хана. При А. этот союз церкви, хана и Москвы против Владимирско-Тверского князя с его союзниками сказался особенно ярко. Симеон Гордый, умирая, завещал своим наследникам слушаться во всем "отца нашего, владыки Олексея", и при Иване II, особенно же при малолетнем его сыне Дмитрии Донском, А. фактически управлял Московским княжеств ом, используя свой церковный авторитет в интересах московской политики.
Пользуясь связями в Орде, он добывает своим князьям ярлыки на великое княжение в ущерб Тверским князьям, которые по старейшеству имели бы на это больше прав. Когда Тверской князь Михаил Александрович пошел было по этому случаю воевать против Москвы, А., как митрополит, вызвал его на свой третейский суд в Москву, где Тверской князь неожиданно был арестован, и т. о. оказался пленником своего противника.
Ускользнув из ловушки, Михаил соединился против Москвы с Литвой.
Тогда А., не имея возможности физически настичь его, использует против него духовное оружие, налагает церковное отлучение на него и его союзников, и этим, в конце концов, заставляет его подчиниться Москве.
В. Семенов.