Алексей Лавров
(до пострижения Александр Федорович) — архиепископ литовский и виленский, род. около 1830 г., ум. 10-го ноября 1890 г., сын священника с. Семеновского, Пошехонского у., Ярославской губ. По окончании курса в ярославской духовной семинарии в 1830 г., он поступил в московскую духовную академию, откуда в 1854 г. вышел первым по списку магистром, получив эту степень за сочинение под заглавием: "Обетования и пророчества о Христе в пятикнижии Моисеевом". Как лучший и даровитый студент, он сряду же был оставлен бакалавром при академии, преподавая в разное время предметы: греческий язык, церковную словесность и церковное законодательство, причем до 1870 г. занимал в академии должности помощника библиотекаря и библиотекаря, отечески руководя студентов, занимавшихся в академической библиотеке.
В период времени с 1870 по 1873 г. Лавров, как выдающийся канонист, участвовал в известной комиссии по преобразованию судебной части по духовному ведомству.
Явившись от комиссии Представителем и защитником суда епископского, он тогда же напечатал по этому вопросу несколько научных исследований, из коих главное место занимает: "Предполагаемая реформа церковного суда" 2 вып., СПб., 1873 г. Еще будучи в академии, профессор Лавров постоянно отличался особенным смирением, кротостью и религиозностью, вследствие чего стремился принять священный сан, но разные обстоятельства все не позволяли привести в исполнение это намерение.
Когда же в 1877 г. скончалась горячо любимая им супруга, он счел это за особенное для себя указание Промысла, и 9-го января 1878 г., на 49 году от роду, принял монашество с именем Алексея. 17-го марта того же года он возведен в сан архимандрита и настоятеля Саввина Сторожевского монастыря, а 30-го апреля того же года хиротонисан во епископа можайского, второго викария московской митрополии. 22-го января 1883 г. епископ Алексей назначен первым викарием, а 9-го марта 1885 г. — епископом таврическим.
Но не успел еще преосвященный Алексей выехать из Москвы на таврическую кафедру, как получил 11-го мая 1885 г. новое назначение на литовскую кафедру, где обстоятельства требовали истинного светильника веры и благочестия, твердого и опытного поборника и защитника православия и русской народности от польско-католических интриг Неожиданная кончина пресекла его труды на пользу того края, где он начинал приобретать к себе полное уважение всех жителей за свою кротость, ласковость, доступность и честное спокойное исполнение своих архипастырских обязанностей, не имевших, правда, каких либо громких и блестящих обнаружении, но зато отличавшихся строгою определенностью в смысле церковности и национальности.
Из печатных трудов епископа Алексея, всегда отличавшихся глубокою основательностью, богатою эрудициею и строгостью взгляда с точки зрения православия и истинного патриотизма, известны следующие, хотя под многими он из скромности и не подписывался: "Жизнь св. Иоанна Дамаскина" ("Приб. к твор. св. отцов", 1857 г.); "Архимандрит Порфирий, настоятель прав. церкви в Риме" ("Душ. Чт." 1866 г., № 2); "Памяти Филарета, митр. московского" ("Душ. Чт." 1868 г., № 1); "Новый вопрос в правосл. рус. церкви" ("Приб. к твор. св. от.", 1871 г.); "Вторая апология по новому вопросу" (ib.); "Третья апология по новому вопросу" ("Моск. Еп. Вед." 1872 г., мар.); "Вдовые священнослужители" ("Хр. Чт." 1870 г., № 12 и 1871 г., № 1); "Предполагаемая реформа церк. суда". 2 вып., 1873 г.; "Печатное письмо к А. С. Павлову" ("Чтен. общ. люб. дух. просв." 1876 г., № 8); "Слово в день годичного поминовения рек. моск. акад. прот. А. В. Горского" ("Прав. Обозрен." 1876 г., № 12); "Слово пред отпеванием проф. П. С. Казанского" (ib., 1878 г., № 3); "Речь в жен. классической гимназии Фишер" (отд. брош.). Кроме того, под его редакциею Моск. общ. люб. дух. просв. начало в 1875 г. и окончило в 1884 г. капитальный труд под заглавием: "Правила св. апостол, св. соборов вселенских и поместных и св. отец с толкованиями". Архив Св. Синода. — С. Смирнов, "История моск. дух. акад.", стр. 143, 144, 242, 399, 401, 407 и 446. {Половцов}