Алексеев Глеб Васильевич
— писатель, род. в 1892 в семье народного учителя.
Работал в газетах.
В 1914 был призван на военную службу; оставался за границей до 1923, когда возвратился в РСФСР. Книги А.: "Мертвый бег", Берлин, 1922, 2 изд., М., ГИЗ, 1923; "Живая тупь", Берлин, 1922; "Бабьи посиделки", Берлин, 1922; "Живые встречи", Берлин, 1922; "Деревня в русской поэзии", Берлин, 1923; "Подземная Москва", М., 1925; "Орлы двух гнездовий", М., 1925. Алексеев, Глеб Васильевич [1892—] — сын народного учителя, литературный свой путь начал с газет. Война оборвала этот путь — он был призван на военную службу.
В революцию он растерялся, бежал за границу и шесть лет скитался по трем частям света, влача существование обычное для "испуганных" революцией.
С 1923 живет и работает в СССР. За границей А. написал ряд повестей, рассказов, сказок, критических статей.
В Россию вернулся по окончании гражданской войны. Свои первые произведения он посвятил описанию ломки быта. В наиболее ранней работе — "Жилой дом" он вывел обывателей, жаждущих восстановления былого уюта домашних очагов, изношенных, жалких, почти обезумевших "жильцов", лишний раз (на выигрышном билете) убеждающихся в безвозвратном крушении собственности даже на маленькие нормы своей площади.
В произведениях: "Дунькино счастье", "Первоцвет", "Дело о трупе" он сосредоточил свое внимание на фигуре цепкого, новоиспеченного пореволюционного обывателя.
В незаконченном романе "Шуба" А. подошел к той же проблеме столкновения частно-собственнического, приобретательского начала с началом государственно-коллективным, взявши это столкновение и в плане бытовом, и в плане психологическом.
Центральная фигура хищника Дригулина, "во второй раз рожденного" кулака, дана А. не по старым образцам, а вопреки им. И вместе с тем он не смягчил, не спрятал лица собственника.
Он так убедительно нарисовал этот образ кулака, что создал ощущение неминуемой гибели его. Но А. совершенно не удался образ строителя.
Очевидно поэтому роман не закончен.
Фигуры новых людей вообще не даются Алексееву.
В романе "Тени стоящего впереди" он сбивается с путей бытовых и психологических и вместо коллективиста — рисует человека, спасающего свою душу, ищущего незыблемой, абсолютной идеи. Изображение старого в новом быту удается постольку, поскольку естественно он чувствует это старое в силу своей классовой природы.
По этим же классовым причинам ему не дано почувствовать нашу эпоху социалистического строительства.
Алексеев занимает место на правом фланге литературных попутчиков.
Библиография: Мещеряков Н., О мертвом беге, "Печать и революция", кн. 4, 1923; Замошкин Н., Иные глаза, "Новый мир", кн. 4, 1927; Pиден А., Советский подросток и школа в художественной литературе, "Народный учитель", № 7—8, 1927; Адгасов П. и Пакентрейгер С., В поисках строителя, "Печать и революция", кн. 3, 1928; Ковнатоp Р., Тени стоящего впереди, "Звезда", № 5, 1928; Фриче В. М., Заметки о современной литературе, М., 1928. С. П. {Лит. энц.} Алексеев, Глеб Васильевич (1892—1938) — Рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров.
Род. в Москве, рано начал писать, печатался с 1909 г., состоял членом ред. газ. "Русское слово", был близок Сергею Клычкову.
Годы первой мировой войны провел летчиком, чудом уцелел в авиакатастрофе, во время гражданской войны служил в белой армии; больной тифом, был вывезен в Константинополь.
В эмиграции жил в Югославии, Италии, Германии, побывал на трех континентах; в 1923 г. в числе др. "сменовеховцев" вернулся на родину.
В 1938 г. был репрессирован, проходил по делу Б. Пильняка и Артема Веселого, погиб в лагерях.
Один из романов А. — "Подземная Москва" (1925) — содержит элементы НФ: "лучи смерти" и борьба за обладание ими. И. Х. Алексеев, Глеб Васильевич Род. 1892, ум. (покончил с собой) 1938. Писатель.
В нач. 1920-х гг. жил в эмиграции; в 1923 вернулся в СССР. Автор рассказов ("Живая тупь", сборн., 1922) и повести "Мертвый бег" (1923) о революции и гражданской войне, сатирических повестей ("Жилой дом", 1926; "Шуба", 1928) и романов ("Тень стоящего впереди", 1928; "Роза ветров" 1933).