Александровский Василий Дмитриевич
— пролетарский поэт; р. 1897 в с. Баскакове Смоленской губ., в крестьянской семье. 11-летним мальчиком попал в Москву; служил ок. 6 лет в кожевенной мастерской, начав с "побегушек". В империалистскую войну был на фронте, ранен в руку. Стихи начал писать с 1913. Первое стихотворение "В дороге" было напечатано в московском журнале "Живое Слово". С 1918 по 1922 работал в литературной студии московского Пролеткульта, затем в литературном отделе Наркомпроса и, наконец, в "Ассоциации пролетарских писателей", — в группе "Кузница". В 1919 московский Пролеткульт выпустил сборники стихов А. — "Рабочий поселок", "Восстание", "Север". Творчество А. отмечено отсутствием ясного мировоззрения и цельной психики: все симпатии его на стороне пролетарской революции, он искренно чувствует и ждет грядущее "завтра", воспевает рабочего, красноармейца, мировую революцию, новую жизнь, — но в нем нет глубокого и трепетного переживания участника, он как будто сторонний, холодный наблюдатель.
На технической стороне творчества сильно сказалось влияние Верхарна, Белого, Маяковского.
Кроме указанных сборников, вышли еще: "Утро", 1921; "Россыпь огней", 1922; "Солнечный путь", 1922; "Поэма о Пахоме", 1923; "Звон Солнца", 1923; "Шаги", 1924; "Ветер", 1925. Большинство стихов в сборниках повторяется.
Лит.: Воронений, А., О группе писателей "Кузница", в журн. "Красная Новь", кн. 3 и 4, 1923; Полянский, В., Мотивы рабочей поэзии, журн. "Пролетарская Культура", кн. 3, 1918 (вошло в книгу В. Полянского "На литературном фронте", М., 1924); Сиповский, В., в кн. "Поэзия народа", П., 1923. Александровский, Василий Дмитриевич [3 января 1897—] — пролетарский поэт. Род. в селе Баскакове Смоленской губ., в крестьянской семье. С 11 лет попал в Москву и поступил в кожевенную мастерскую, где работал около 6 лет. В войну 1914—1918 был на фронте рядовым, ранен в руку. С 1917 по 1920 был членом РКП(б). Выезжал несколько раз на фронт гражданской войны с агиттруппами Пролеткульта.
Писать стихи начал с 1913. В том же году впервые напечатал стихотворение "В дороге" в московском журнале "Живое слово". Участник первого сборника рабочих поэтов "Наши песни", М., 1913. С 1918 по 1920 работал в лит-ой студии московского Пролеткульта.
Был членом редколлегии журн. "Гудки". С 1920 по 1922 работал в литературном отделе Наркомпроса.
Один из основателей группы "Кузница", 1920. Участник Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей и член первого Правления Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) (см.). В годы гражданской войны и несколько позднее поэзия А. пользовалась большой популярностью.
А. в это время был также одним из любимых поэтов рабочей и советской молодежи.
Произведения А. этого периода отличаются большой эмоциональной напряженностью и агитационной силой. Лирик по преимуществу, А. был увлечен мощью и размахом пролетарской революции.
Наиболее характерны для его стихов образы восстания, мятежа, ветра. В отдельных произведениях А. удалось живо передать чувства и настроения борца за революцию, рабочего, красноармейца — участников Октябрьского восстания и гражданской войны. Особенно привлекал А. образ новой девушки, которой посвящена одна из лучших поэм А. — "В огне". Творчество А. не отличается однако цельностью и ясностью мировоззрения.
Наряду с бодрыми, зовущими в бой призывами, в стихах А. часто встречаются мотивы глубокой тоски. Как и творчество большинства поэтов "Кузницы" этого времени, поэзия Александровского лишена конкретности в описании революционных событий и людей революции, воспевает конечные цели революции в общих выражениях.
Однако Александровский далек от крайностей увлечения отвлеченно-героическими мотивами.
С окончанием гражданской войны и введением нэпа творчество А. переживает глубокий кризис.
А. не мог понять нового поворота революции, и в его стихах к мотивам тоски прибавляются ноты глубокого разочарования и отчаяния.
А. старался выйти из своего кризиса, перейдя на общественную сатиру.
Такой попыткой является одно из лучших его стихотворений "Будни", в котором он бичует мещанство и бюрократизм.
Однако на этом пути лирическое дарование А. не могло развернуться.
Последней попыткой А. изжить свой творческий кризис является его "Поэма о Пахоме", в которой он дал образ советского крестьянина в новых политических и хозяйственных условиях.
После "Пахома" А. не напечатал ничего выдающегося.
На снижение творчества А. значительно повлияла также тяжелая болезнь.
С 1924 стихи А. начинают все реже и реже появляться в печати, не представляя особого интереса.
На формальную сторону поэзии А. значительное влияние оказали Верхарн, Блок, Есенин, отчасти Маяковский.
Стихотворения А. печатались почти во всех центральных и многих провинциальных советских периодических изданиях.
Многие из стихотворений А. вошли в разные сборники и чтецы-декламаторы.
Библиография: I. Отдельные сборники стих. А.: "Восстание", М., 1919; "Рабочий поселок", М., 1919;"Север", М., 1919; "Утро", М., 1921; "Россыпь огней", М., 1922; "Солнечный путь", П., 1922; "Звон солнца", М., 1923; "Поэма о Пахоме", М., 1923: "Шаги", М., 1924; "Ветер", М., 1925. Многие стихотворения в сборниках повторяются. II. Керженцев П., в кн. "К новой культуре", СПб., 1921; Воpонский А., Лит-ые заметки, "Красная новь", II, 1922; его же, О группе писателей "Кузница", "Красная новь", III — IV, 1923; Ингулов С., На ущербе, "На посту", I, 1923; Плетнев В., Пути пролетарской поэзии, "Горн", VIII, 1923; Сиповский В., в книге "Поэзия народа", П., 1923; Полянский В., Мотивы рабочей поэзии, "На литературном фронте", М., 1924. С. Родов. {Лит. энц.} Александровский, Василий Дмитриевич Род. 1897, ум. 1934. Поэт, один из создателей литобъединения "Кузница". Опубликовал сборники "Рабочий поселок" (1919), "Утро" (1921), "Россыпь огней" (1922), "Годы" (1932).